Началась реализация распоряжения первого заместителя Мэра города Омска Е. В. Фомина о завершении второго этапа инвентаризации контейнерных площадок в Омске.

Новый год, 2 января. Сижу, читаю последнюю судебную практику по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, делаю выписки, никого не трогаю. Около 17 часов раздался неожиданный телефонный звонок. Честно, сначала подумал, что кто-то из знакомых перепил, не смог поздравить в срок и теперь звонит. Но оказалось, что на проводе первый зам. мэра Евгений Викторович Фомин, совсем трезвый, да еще и весьма недовольный результатом объезда контейнерных площадок и специальных площадок для накопления крупногабаритных отходов в Центральном и Советском округах.

Задает конкретный вопрос: почему переполнена часть контейнеров и что можно предпринять? Так что вскоре ответственные лица вместо выходных собрались в департаменте обсудить оперативные решения по вывозу «праздничного» мусора.
ТКО вывезли, но суть — чтобы подобные ситуации не повторялись, потому принято решение о возобновлении работы постоянно действующего штаба по организации обращения с отходами и санитарной очистке территории областного центра, а главное — начат второй завершающий этап инвентаризации контейнерных площадок и специальных площадок для накопления крупногабаритных отходов.

У нас же, к сожалению, многие читатели видят только недостатки, а хорошее — вроде как само собой пришло и должно так быть. А я помню проблемы начала «мусорной реформы» пять лет назад: площадок нет, «евроконтейнеров» нет (а мусоровозы технически могут переворачивать без перенастройки только их), оптимальных маршрутов транспорта нет и сформировать их невозможно, так как каждый день выявляются новые и новые контейнерные площадки и места, где просто исторически народ ежедневно выбрасывает отходы и нужно как-то вывозить.

Напоминаю для того, что в тот период очень актуальным было решение Е. В. Фомина о проведении так называемой инвентаризации: посмотреть, чем мы располагаем, чего недостает и наметить меры для постепенного улучшения ситуации. Если кратко (БК55 об этом не раз писал) — итогом первого этапа инвентаризации явилось создание более 1000 дополнительных контейнерных площадок только в Омске, дооборудование многих из имеющихся для соответствия нормативам, формирование совместно с региональным оператором, административными округами и управляющими компаниями оптимальных маршрутов мусоровозов. Все это формализовано в так называемой Территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления в Омской области (там есть и каждый район тоже) — кстати, кому интересно — любой может найти эту схему и проверить — есть ли ваша площадка на сайте. Если нет — она незаконная, но такого давно не помню, чтобы подобные жалобы были. В администрации каждого административного округа города и каждом городском (сельском) поселении есть перечень контейнерных площадок с указанием, кто за каждую из них отвечает — любой также может ознакомиться в отделе ЖКХ.
Тогда проницательный читатель может задать вопрос: как же так — региональный оператор есть, городская власть есть, мусоровозы есть, контейнерные площадки тоже, вроде, есть — а контейнеры переполнены, возле многих площадок грязно. Кто виноват и что делать? Ответ на первый вопрос для специалистов очевиден, решить второй вопрос и должен второй этап инвентаризации, который начался в январе и пройдет в период до 1 ноября 2024 года.

Сейчас в округах проводятся первоначальные установочные совещания с управляющими организациями и руководителями КТОСов — первое из них состоялось вчера в Центральном административном округе (на снимке), до 7 февраля такие же сборы пройдут во всех округах.

В чем специалисты видят причины недостатков? — Их несколько, но главных — две.

Во-первых, не хватает контейнерных площадок. Кто давно живет в городе — помнят, что до 90-х годов в каждом дворе была помойка, в том числе, стояли баки для пищевых отходов — для свинок. Когда в стране начался конкретный бардак, называемый перестройкой, и система ЖКХ совсем перестала финансироваться — ПЖРЭУ (кто не знает — УК тогда еще не было) — для минимизации расходов на вывоз ТБО ликвидировали значительную часть площадок и собрали контейнеры по 10-12 штук, а несколько больших групп. Соответственно, нарушаются и требования санитарных правил, где сказано однозначно: не больше 100 метров от двери самого дальнего подъезда.

Во-вторых, просто не хватает контейнеров до нормативного количества — ясно, они переполняются. Есть норматив на одного человека, есть емкость контейнера 1,1 кубометра — просто рассчитать, сколько баков необходимо для каждого многоквартирного дома, плюс учесть, если в первом этаже нежилые помещения (на них тоже есть норматив накопления отходов).
Это основное, но есть и еще ряд проблем, о которых расскажем в следующем материале.

Так как я все-таки председатель именно общественного совета при региональном операторе и искренне считаю, что очистка города и всех населенных пунктов области — дело общее — с интересом и вниманием посмотрим предложения читателей БК55, тем более что в первом квартале пройдет ежегодный отчет регионального оператора перед общественным советом и прессой. Можете написать: какие вопросы вы бы задали. Только прошу не использовать эту ветку для приколов — найдите другое место. Всегда пишу для умных, кому проблема интересна.

Читатели постарше помнят советскую песню: «завтра будет лучше чем вчера» — для того работаем, на птицу удачи не надеемся — только на труд.