Фото из личного архива
«Танец дает чувство свободы»: преподаватель восточных танцев рассказала, как творчество входит в жизнь и меняет ее.
БК55 продолжает серию материалов, в которых рассказывает о выдающихся творческих омичах, превративших хобби в дело своей жизни.
На этот раз корреспондент пообщался с Анастасией Нагорной, преподавателем восточных танцев.
Анастасия преподает «беллиданс», он же танец живота, а также является первым человеком, начавшим преподавать в Омске «трайбл», современный стиль танца, основанный на сочетании элементов фольклорных танцев Северной Африки, Ближнего Востока, Индии и фламенко.
— Я знаю, что вы занимаетесь танцами порядка 15-ти лет. А какое у вас образование изначально?
— Да, танцами занимаюсь давно. Образование у меня первое физкультурное. Окончила Сибирскую Академию физической культуры, и с девяносто девятого года работала фитнес-тренером. Работала даже персональным тренером в тренажерном зале. Такой оздоровительный фитнес. Медицинское среднее пришлось тоже получить, потому что по массажу какое-то время работала и там это было необходимо. Но массаж быстро закончился, не стала я этим увлекаться. Сейчас в плане оздоровительных практик перешла на йогатерапию.
— Как вы пришли к танцам, с чего все началось?
— Еще когда я работала инструктором по фитнесу, там же тоже есть различные танцевальные программы — латиноамериканские, еще какие-то. Вот среди них и восточные танцы появились.
Где-то в 2003-м году я впервые увидела беллиданс, еще на видеокассете. И со мной случился своего рода гипно-резонанс. Я, как завороженная, смотрела и думала: о, Господи, как она это делает? Женщина на экране выделывала такие невероятные, плавные, гипнотизирующие движения! Не промелькнуло даже секунды раздумий. Я буду делать так же! И я начала повторять эти дивные волны и восьмёрочки, так восхитительно ложащиеся на какие-то сказочные звуки непривычной восточной музыки.
Потом постепенно стала преподавать непосредственно восточный танец, уже не в фитнес формате, а с целью научить девушек красиво двигаться под музыку, заниматься творчеством.
Училась танцу, вообще, сама поначалу. Вот так, по видеоурокам. Позже стала ездить на курсы по столицам и тому подобное.
Фото из личного архива
— А что для вас в целом танцы?
— Танец — широкое понятие. Может быть и спортом, и средством психотерапии. В зависимости от твоих потребностей. Танец, наверное, может быть таким же средством, как йога, в которой каждый находит то, что ищет — лечит болезни, развивает физические качества, ментальные, духовные.
Мне танец даёт чувство свободы. Свободы владения собой, телом, эмоциями, мыслями. А ещё — музыкальность. Делать музыку видимой — задача танцовщицы беллиданс.
— Как меняют танцы людей?
— Вообще, танцовщица — это же артистка. Артист призван на сцене влиять на души людей, на их мысли, эмоции. Сеять, как говорится, разумное, доброе, вечное. Я редко бываю на сцене, поэтому мне трудно рассуждать по поводу влияния на зрителя. Но, как минимум, нужно радость приносить!
Я, в основном, занимаюсь педагогической деятельностью, почти все мое время проходит в репетиционном зале. Поэтому особенно радует, когда я наблюдаю, как девочки, которые сначала вообще ничего не могут, расцветают, распрямляются, как они радуются, когда у них что-то получается — какие-то новые движения, как они красиво сидят, ходят, стоят. То есть, как танец входит в жизнь и влияет на их состояние — в первую очередь физическое, и так далее, на все остальное.
Ещё, конечно, выступления на сцене позволяют побыть другой. Я в жизни совершенно не похожа на восточную принцессу: спорт стиль, без макияжа, без украшений — для меня в повседневности это очень сильно лень. Зато на сцену выхожу — королевна! Я всегда танцую светлые радостные танцы и образ такой же принимаю. Это жизнеутверждающе.
Фото из личного архива
— Мне кажется, это такая очень психологичная и очень полезная вещь.
— Определённо так! Поэтому стоит танцевать регулярно и важно именно переключаться полностью. Заходя в репетиционный зал оставлять всё за порогом, все свои заботы. В этом плане педагогу приходится следить и за собой, и приучать студентов.
— Насколько я знаю, вы выступаете и на каких-то городских мероприятиях?
— Сейчас уже поменьше, танцовщицы меняются, старички немножко рассосались, сейчас новый набор.
Раньше в стиле трайбл мы часто танцевали летом на День города, на фестивале Щит Сибири, на других городских площадках, на городских пикниках, в парках, на улицах города. Всем очень нравилось: и нам, и окружающим.
Танец трайбл — это, вообще, такое уникальное явление, мы можем красиво нарядиться и в любом месте, в любое время, встать и танцевать. Можно под музыку, а можно и вообще, без дополнительного музыкального сопровождения, потому что танцовщицы играют на сагатах, или цимбалах — это такие маленькие тарелочки, звенящие на пальцах.
Вообще, классная штука, выйти в любой момент, нарядиться и плясать на радость людям.
Фото из личного архива
— Вы же еще и в соревнованиях участвуете?
— Да, изредка. Участвую сама и ученицы иногда выступают. Это не самая моя любимая сторона деятельности.
Но всё же я рада и благодарна данному виду танца за то, что в любой момент при желании можно вернуться на сцену. Хотя бы конкурсную. Такой это стиль, где женщина любого возраста может выглядеть достойно.
Вот и мой интерес к конкурсам волнообразно как-то проявляется.
— А в каких конкурсах участвовали?
— Я недавно была в Новосибирске, получила ряд наград, но это был не очень большой конкурс.
Есть, конечно, большие престижные конкурсы. Но я не совсем на это ориентируюсь и не всегда получается поучаствовать в большом конкурсе по ряду обстоятельств. Я не гонюсь за престижными наградами, хотя было бы, наверное, интересно.
Фото из личного архива
— А что для вас самое интересное в таких конкурсах?
— К примеру, на этом конкурсе в Новосибирске судила одна танцовщица, педагог, за деятельностью которой я до этого наблюдала. Она мне очень понравилась и мне захотелось именно у нее поучиться, на фоне огромного разнообразия разных других профессиональных танцовщиц. И все, я к ней просто ездила специально в Новосибирск летом, чтобы походить в ее школу, на ее занятия. А потом, осенью, съездила в Новосибирск на конкурс, чтобы она, в частности, на меня посмотрела. В первую очередь, пожалуй, именно на ее судейство.
В общем, я если еду на конкурс, то мне там какой-то судья интересен или какой-то педагог — пойти, показаться, пообщаться, посмотреть на них, именно на конкретных личностей, которые лично меня цепляют.
— Что мотивирует вас идти вперед, учиться, совершенствоваться в течение такого большого времени и при наличии, казалось бы, такого богатого опыта?
— Стремление к совершенству, к красоте. В целом, природа человека подразумевает постоянное познавание. Бывает организм чего-то требует, сигнализирует, скучно становится, кажется, что ты застоялась, чего-то хочется неопределенного, или интуитивно понимаешь — нужно что-то особенное. Тогда выбираешь, куда направить свой потенциал — в танец, в педагогику, в живопись, в мозаику, в изучение ещё чего-нибудь.
Вот в какой-то момент начинаешь замечать, в какую сторону ты можешь стать совершеннее, начинаешь следить за тем, как выражается красота через других людей, тянешься к ним, если тебе это подходит.
Кроме того, всё меняется. Знания о танце обновляются. Я встречаю новых людей, которые интерпретируют так, как мне близко.
Опять же — техническая сторона. Дело в том, что в восточном танце нет никаких методичек и общей методики вообще, как у балетных, например. Поэтому одно движение разные педагоги могут и понимать, и объяснять по-разному. Один одно говорит, другой — второе, а тебе ни то, ни другое не помогает! И вот через 20 лет ты находишь педагога, который донёс до тебя нечто третье, которое сработало. Ну вот, счастье же!
Фото: Андрей Кудрявцев
— У ваших учениц есть ли какая-то специфика, например, по возрасту, по роду занятий?
— Ученицы совершенно разные приходят. Самые благодарные те, у которых сидячая работа! Мне со всякими нравится работать, и с ровесницами, и с подростками. Но группы смешанные, нет по возрасту разделения. Поскольку группы хобби формата, довольно комфортно всем заниматься для здоровья, красоты и радости.
Есть те, которые индивидуально занимаются. Так, конечно, быстрее развитие происходит и более интересные и сложные задачи можно ставить, готовить девушек к выступлению.
Фото из личного архива
— А какие были самые взрослые и самые молодые ученицы?
— Какое-то время детей вела от 7-8 лет. Сейчас все взрослые у меня, были и пенсионного возраста.
— Мне кажется, что это очень здорово, что приходят старшие люди, тем более такие энергичные и динамичные танцы, что люди не боятся самовыражаться.
— Да, и я искренне рада, что всё больше людей осознают необходимость двигательной активности для нормальной жизни без таблеток и врачей. К тому же можно делать это красиво и музыкально.
— А вообще, имеет место тенденция, что стало больше интереса и внимания к восточным танцам?
— Однажды у меня был разговор с одной дамой — мне очень понравилась ее позиция. Она спросила, какова моя деятельность, я рассказала, что я преподаю танцы, и она мне тут же ответила, что я должна очень хорошо зарабатывать. Я удивилась, мол, это было бы неплохо, но, интересно, почему. Она ответила, что сейчас все хотят научиться танцевать, всем нравится танцевать. Этот разговор состоялся в Сочи, не в Омске, а дама была из Москвы.
Я не жалуюсь, у меня есть ученицы, но в Омске я не ощущаю такого особого наплыва.
— В целом, в Омске много преподавателей трайбла, беллиданса?
— В беллиданс тех, кого лично знаю, кто на конкурсах участвует и организует их — человек 15 примерно. Но есть и другие.
По трайблу я была первая в 2010 году. На сегодняшний момент я знаю только ещё двух, они мои бывшие ученицы.