И на этом фоне у горожан не может не возникать вопрос к губернатору Хоценко, пообещавшему семейству Антропенко помощь в возведении гостиницы и модернизации электромеханического завода.

БК55 возвращается к истории с территориями ТЭЦ-1, которые в настоящий момент пытается осваивать Александр Антропенко.

Напомним, в историческом центре Омска олигарх начал возводить культурно-развлекательный комплекс, в пику позиции краеведов, архитекторов и общественности.

Городу удалось одержать небольшую победу — аффилированное с Антропенко АО «Центр строительных проектов» (ИНН 7718514453) должно будет отреставрировать историческое здание ТЭЦ-1. Такое решение вынес Арбитражный суд города Москвы.

Иск был подан Министерством культуры Омской области. Требования ведомства были предельно чёткими: возложить обязанность на компанию Антропенко в течение 3,5 лет разработать и исполнить проект ремонтно-реставрационных работ архитектурного памятника.

Здание, расположенное на ул. Петра Некрасова, 1, построено в начале XX века и является объектом культурного наследия.

В качестве третьего лица было привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В суд никто из заявленных лиц (истец, ответчик, третье лицо) не явился, вследствие чего Фемида отправляла правосудие в их отсутствие.

На учёт в качестве памятника культурного наследия здание ТЭЦ-1 было поставлено ещё при советской власти, в 1989 году. В таком статусе оно зарегистрировано в госреестре объектов культурного наследия под номером 551510224070005.

Собственностью «Центра строительных проектов» строение является с 27 апреля 2006 года. По статье 210 Гражданского кодекса РФ владелец имущества должен нести за него ответственность, а следовательно:

В соответствии с пунктом 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лицо, которому объект культурного наследия предоставлен на праве хозяйственного ведения (оперативного управления), обязано осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии, — из решения Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-165009/23-125-715.

Охранное обязательство на здание ТЭЦ-1 утверждено распоряжением Минкульта Омской области от 10 ноября 2015 года № 526-рм. В 2023 году ведомство решило провести проверку, результаты которой показали, что памятник архитектуры пребывает в плачевном состоянии.

Обратим еще раз внимание на даты. В 2006-м Антропенко-старший, будучи гендиректором «Омскэнерго», «прихватизировал» здание ТЭЦ-1, уже тогда являющееся памятником, с приличным куском земли, примыкающей к Омской крепости. Вот с тех пор, разрушающееся здание ТЭЦ, как бельмо в глазу до которого ни властям, ни олигарху Антропенко нет дела.

И только спустя 8 лет Минкульт решит провести проверку исполнения собственного решения от 2015 года.

В рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) специалистами Министерства культуры Омской области установлено следующее: здание не эксплуатируется, находится в неудовлетворительном состоянии, доступ к западному фасаду производственного корпуса ограничен, остальные 3 фасада закрыты баннером, отмостка отсутствует, заросла травой и деревьями, перекрытия частично разрушены, во многих местах разрушение кирпичной кладки, трещины значительного раскрытия, многие оконные проемы не имеют остекления; собственником не исполняются обязанности, предусмотренные статьей 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ.

Данные факты подтверждаются актом № 24 от 25 мая 2023 года, — из решения Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-165009/23-125-715.

При этом «Центр строительных проектов» по статье 47.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2022 № 73-ФЗ обязан поддерживать здание в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, не менять облик, планировку и конструктивные решения и интерьер.

1. При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:

1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

<…>

3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;

<…>

4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;

<…>

7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии, — из Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2022 № 73-ФЗ.

При этом Минкульт ещё в мае 2016 года выдал собственнику предписание № 19 от 20 мая 2016 года, в соответствии с которым следовало выполнить следующее:

13 июля того же года представители министерства провели повторную проверку, которая показала, что «Центр строительных проектов» ничего из вышеперечисленного, кроме снятия рекламной конструкции, не сделал.

18 августа Минкульт выдал ещё одно предписание, № 32, согласно которому компания получила больше времени на устранение нарушений.

13 апреля 2017 года министерство снова распорядилось провести проверку, в ходе которой выяснилось, что воз и ныне там. 25 мая снова последовало предписание, № 10…

17 октября ведомство выдало ещё одно предписание, № 34, список мероприятий в котором уже сократился до окончательного.

Как можно догадаться, последующая проверка также не выявила изменений.

16 ноября 2017 года было выдано очередное предписание № 39, согласно которому компанию снова обязали выполнить ремонтно-реставрационные работы.

В ответ на это 22 ноября «Центр строительных проектов» обратился в министерство и запросил перенос сроков выполнения работ за неимением средств. В качестве доказательства были приложены налоговые декларации за 2013–2016 год.

Минкульт решил это обращение удовлетворить и установил новые сроки.

Однако проведённые 9 октября 2019 года, 23 декабря 2020 года и 21 декабря 2021 года проверки показали, что за реставрацию здания ТЭЦ-1 по-прежнему так никто и не взялся.

В соответствии с пунктом 2 Положения о Министерстве культуры Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 2 марта 2004 года № 48, Министерство является специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в собственности Омской области, государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения. Непринятие мер ответчиком по сохранению объекта культурного наследия может повлечь его окончательное уничтожение. Разрушение объекта культурного наследия влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, указанных в статье 7 Федерального закона № 73-ФЗ, урон национальному достоянию Российской Федерации, изменение исторического облика города Омска, — из решения Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-165009/23-125-715.

Никаких доказательств выполнения работ по реставрации здания ТЭЦ-1 «Центр строительных проектов» не предоставил, поскольку от организации никто даже не явился в суд. На основании этого Арбитражный суд города Москвы принял решение об удовлетворении иска Минкульта, а именно — обязал компанию олигарха Антропенко в течение 3,5 лет выполнить следующие работы:

1) разработать проект ремонтно-реставрационных работ объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) Российской Федерации регионального значения «Старый корпус ТЭЦ-1», начало 20 века, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Петра Некрасова, д. 1;

2) произвести ремонтно-реставрационные работы объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) Российской Федерации регионального значения «Старый корпус ТЭЦ-1», начало 20 века, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Петра Некрасова, д. 1;

3) произвести благоустройство прилегающей территории объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) Российской Федерации регионального значения «Старый корпус ТЭЦ-1», начало 20 века, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Петра Некрасова, д. 1.

БК55 будет наблюдать за тем, как теперь будут развиваться события вокруг исторической территории в центре Омска и сможет ли «Центр строительных инициатив» проигнорировать решение московского суда.

Отметим, что Минкульт многократно требовал восстановить здание ТЭЦ-1, начиная с 2016 года, но Антропенко все эти требования внаглую проигнорировали. Они ни разу не сочли нужным объяснить омичам элементарные вещи: если не можешь сам освоить эту территорию, восстановив исторический облик здания, то почему не вернешь его региону. Примечательно и то, что омские власти и прокуроры за все эти годы ни разу не поставили вопрос о принудительном, через суд, возвращении памятника истории городу.

И здание ТЭЦ-1 — далеко не единственный пример наплевательского отношения миллиардера к чаяниям простых омичей. На улице Интернациональной стоит еще один брошенный на произвол судьбы памятник истории, бывшая обувная фабрика «Луч», также захваченная Антропенко в лихие 90-е.

И на этом фоне у горожан не может не возникать вопрос к губернатору Хоценко, пообещавшему семейству Антропенко помощь в возведении гостиницы и модернизации электромеханического завода: