Для начала решили собрать статистику таких обращений.

Как взять земельный участок под благоустройства в Омске, если ты предприниматель? Сегодня этот путь изучался в горсовете.

Так, депутаты Омского горсовета обсудили возможность упрощения процедуры выдачи разрешений на благоустройство территорий, находящихся в муниципальной собственности Омска, для предпринимателей.

Главным докладчиком по этой теме сегодня на заседании комитета по вопросам экономического развития был глава администрации Советского округа Сергей Финашин. Он описал существующую ныне схему, по которой предприниматели смогут официально приступить к благоустройству участка земли. Например, высадить деревья, цветы или просто привести территорию в порядок.

Так, согласование проектов происходит в департаменте архитектуры, а после этого разрешения для размещения элементов благоустройства территории выдаются администрациями округов.

— Регламентом определено полное соответствие постановлению 1300 администрации города Омска. Где предполагается, что инициатор определяет территорию, изготавливает проект благоустройства территории, формирует необходимый пакет документов и передает его в департамент архитектуры мэрии Омска.

Департамент архитектуры рассматривает пакет документов, в котором имеется соответствующий проект благоустройства, на соответствие требованиям действующего законодательства. В том числе — технических регламентов, утвержденных градостроительной документацией, планировочной организации территории и архитектурно-технических приемов в границах благоустраиваемого участка. А также — на соответствие требованиям сохранности и формирования архитектурно-художественного облика города перспективному развитию проектируемой территории, — описал Финашин.

Ориентировочный срок, утвержденный постановлением и определенный регламентом — 30 дней.

Дальше, как описал глава Советского округа, если департамент согласовывает проект, инициатор заявляется в любой из административных округов, в котором предполагается благоустройство территории.

— Округ рассматривает этот проект в течение 25 дней. Учитывая, что он уже согласован с точки зрения проектной планировки, и наличием архитектурных и малых архитектурных форм, любого другого озеленения. Округ в течение этого срока спокойно согласовывает. Принимает распоряжение, которым выделяется земельный участок указанной площади бесплатно для благоустройства.

Если нет никаких работ, связанных с земельными вопросами, если не предполагается в дальнейшем получение решения департамента контроля и ордера на производство, то, в принципе, инициатор уже может приступать.

Таким образом, вопросы, связанные с благоустройством территории, хозяйствующий субъект может разрешить в обозначенный срок для проведения благоустройства, — заключил Сергей Финашин.

Глава комитета Алексей Провозин поинтересовался, есть ли статистика за 2022–2023 год обращений со стороны предприятий по поводу благоустройства прилегающих территорий по городу Омску. И оказалось, что ее, официально, нет.

— Хозяйствующие субъекты обращаются с такими проектами. Они получают места — как под парковку, так и под благоустройство.

Точных цифр у нас нет. Но в каждом округе благоустройство обеспечивается. Разрешения выдаются, — ответил Сергей Финашин.

Алексей Провозин уточнил, что эти вопросы в нашем регионе регулируют три нормативных акта. Но у него возник серьезный вопрос по организации процедуры.

— А зачем мы отправляем предпринимателя в департамент архитектуры?

Поймите правильно, одно дело, когда мы говорим о крупном бизнесе и знаковых, видных всему городу, объектах, с достаточно большими вложениями. И другое дело, когда мы говорим о шести квадратных метрах перед небольшим магазином или кафе? Зачем идти в департамент архитектуры, когда в округах у нас есть специальные подразделения? — спросил глава комитета.

Финашин ответил: даже шесть квадратных метров порой могут оказаться расположены на каких-то важных коммуникациях.

— У каждой коммуникации есть охранная зона. Например, человек хочет сделать парковку — а этого нельзя допустить в данном месте… И потребуется тогда корректировать проект.

— Это понятно. Но почему мы предпринимателя-то гоняем? Он пришел и говорит: я свои деньги хочу вложить в благоустройство на благо города. А вы меня отправили куда-то, искать какие-то коммуникации… А я хочу в одну дверь прийти, по одному нормативному акту, по четко расписанному порядку, в одно место сдать. И в это же место прийти, и получить ответ, — описал ситуацию Провозин.

Возник у него и другой вопрос: какова практика правоприменения в конечном итоге?

— Ведь мы не даем возможность тому предпринимателю, который благоустроил земельный участок, в будущем осуществлять за ним контроль.

Благоустроить-то он его может. Но если на участок придет хулиган и намусорит, то у предпринимателя нет никаких правовых оснований сказать — иди отсюда. Это, мол, делается мной и за мой счет. Мы не предусматриваем механизмов защиты его вложений. А это обессмысливает все усилия.

Тут депутат Максим Концедалов счел нужным напомнить, как изначально звучал рассматриваемый в данный момент вопрос.

— Я думаю, что какой вопрос мы задали, такой ответ и получили. Нас просветили по действующему порядку и нормативно-правовой базе. Может быть, нам переформулировать свой вопрос? И задать его следующим образом: а можно ли оптимизировать действующую сейчас схему? Чтобы администрация рассмотрела правоприменительную практику и сделала какие-то предложения по оптимизации.

Потому что я знаю примеры, когда вопрос согласования занимал больше ста рабочих дней.

Но Алексей Провозин предпочел развивать дискуссию дальше.

— Мое личное субъективное мнение — я бы не хотел идти в департамент архитектуры. А хотел бы прийти в округ, а уже сам округ «сходит» в департамент архитектуры. Потому что это, вообще-то, функция власти.

У нас уже, к счастью, очень многие процессы организованы в технологии «одного окна». А вот в данном случае у нас уже, как минимум, два окна. Хотя вопрос — не самый сложный.

Но предложение по оптимизации уже прозвучало, — глава комитета дал понять, что принял к сведению уточнение Максима Концедалова.

Глава комитета привел пример с проектами меценатской помощи городу Омску.

— Вот у нас есть меценаты, которые сами вызываются помочь — к примеру, отремонтировать родную школу.

Но в ряде случаев е происходит как раз наоборот. Представители власти обращаются к предпринимателю и говорят: а что же ты, омич? Не хочешь ли малой родине помочь?

И мы знаем, что таких случаев много. Именно по изначальной инициативе властей появляются меценаты.

Вот так же и с благоустройством. На данный момент мы пока сидим и ждем, пока предприниматель сам придет. И захочет несколько квадратных метров благоустроить. А что мы делаем для того, чтобы пригласить его к сотрудничеству?

— Докладываю, Алексей Николаевич, — тоном закаленного управленца ответил Сергей Финашин. — Это не совсем так. Каждый предприниматель знает о том, что в городе ведется любая работа в части благоустройства. В городе существует масса постановлений, так или иначе привлекающих субъект хозяйственной деятельности к той или иной форме участия в общественной жизни города.

К примеру, у нас есть конкурс новогоднего оформления города. И он касается не только предприятий торговли. Но и, к примеру, муниципальными образовательными организациями, учреждениями физкультуры и спорта. Они участвуют в конкурсах. Это — то же благоустройство, только в новогоднем оформлении.

Второе: у нас есть конкурс «Лучшее малое предприятие». Они сейчас занимаются в теме не только финансово-хозяйственной сферы, но в том числе и благоустройством.

Кроме того, у нас и ко Дню города существует конкурс на лучшее оформление.

Подавляющее большинство предпринимателей знают о существовании многих конкурсов, и участвуют в них.

Провозин не сдавался:

— Сергей Васильевич, Вы правы на той позиции, на которой вы находитесь. Но есть и другая позиция — и с той позиции людям либо не интересно, либо ничего не известно. «А разработанное вами типовое оформление нам не интересно». Эта позиция существует. А чья позиция вернее — мы ответить не можем. У нас нет статистики обращений и нет статистика удовлетворенных обращений. Хотя количество предпринимателей, реально обладающих объектами в городе Омске, мы подсчитать можем. И можем посмотреть, сколько из них обратилось к властям с целью благоустройства прилегающих участков. И поймем — работает эта технология или нет.

— А почему вы так считаете? — спросил Финашин.

— А ведется ли? Тогда мы оставим вопрос на контроле комитета.

Рекомендуем администрации города рассмотреть возможность упрощения процедуры до схемы одного окна. Попросим администрацию города предоставить статистику по хозяйствующим субъектам, по реальным объектам. И статистику обращений по данной теме. И статистику удовлетворенных обращений. И предложение мэрии по информационно-разъяснительной работе.

Администрация города в этом вопросе занимает реактивную позицию. А должна занимать — проактивную. Искать самостоятельно тех, кто благоустраивает земли. Но на сегодня такая работа не ведется, — заключил глава комитета.

Слово взял заместитель мэра Владимир Куприянов. Он пообещал представить комитету не только статистику заинтересованности бизнеса в этом проекте, но и статистику рассылаемых мэрией уведомлений.

— Поскольку прозвучало оценочное суждение по реактивной позиции администрации города, я позволю себе высказаться. Абсолютно точно, что депутаты имеют право знать статистику. Предлагаю в ту статистику, которую мы к следующему разговору будем готовить, обязательно включить два важных пункта. Количество уведомлений администрациями округов, выдаваемое хозяйственным субъектам к каждому крупному событию в городе с целью приведения в порядок прилегающей территории. Здесь счет идет на десятки тысяч, обычно.

И второе — собственно, количество откликов. А что мы имеем в итоге, когда из этих тысяч обращений главы округа к хозяйствующим субъектам, дай Бог, чтобы сотня отреагировали.

Но Я соглашусь, что предприниматели ничего не должны искать. А должны сами приходить к мысли о том, что вокруг них на прилегающих территориях должно быть чисто, ухожено, благоустроено.

И мэром достаточно давно поставлена задача закреплять за хозяйствующими субъектами каждую территорию, которая сейчас ни за кем не закреплена, — напомнил представитель горадминистрации.

Председательствующий согласился с этим предложением

— Вы правы. Наша общая задача наладить встречное движение в этом направлении администрации и предпринимательского сообщества. Это два встречных курса, и это не за один день делается. И системная работа в этом направлении — наверное, то, что нам нужно, — заключил Провозин.

В итоге все предложения были внесены в протокол. Вопрос оставлен на контроле комитета. И когда вся информация будет собрана, комитет к нему еще вернется.