Розничных торговцев чаще «закладывают» покупатели, оптовиков — контрагенты. Как спастись?

Не так давно Федеральная антимонопольная служба сообщила о победе в суде над операторами связи МТС и «Мегафон».

Арбитражный суд Москвы признал законным решения ФАС о штрафах для этих операторов по ч. 1 ст. 14.31 КоАП («Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке»).

Штрафы были наложены за необоснованное повышение стоимости услуг сотовой связи в 2022 году для 44,5 млн абонентов.

Хотя операторы связи обосновали скачок цен ростом своих затрат, в ФАС сделали вывод, что они нарушили интересы потребителей. И — предписали обоим операторам снизить цены до экономически обоснованного уровня, да еще оштрафовали.

МТС и «Мегафон» обжаловали решение ФАС в Арбитраже и — проиграли (в первой инстанции). Поскольку заседания по этим громким делам закрыли от СМИ и слушателей, размеры штрафов узнать не получается.

Пока в крупных компаниях ломают головы над тем, как избежать таких штрафов, юристы предупреждают: чаще всего суды на стороне ФАС.

В ходе процессов обычно проводят анализ финансовых показателей компаний (рентабельности, дохода и выручки) до повышения цен и после.

Так что для победы в суде компаниям нужны серьезные основания. А лучше и вовсе не доводить до суда, понимая, за что может прилететь штраф.

Прилететь он может, как уже говорилось, за злоупотребление доминирующим положением: нельзя безосновательно устанавливать цены или тарифы на товар. О таких нарушениях в небольших компаниях ФАС обычно узнает из жалоб потребителей или публикаций СМИ.

А работу крупных компаний тщательно мониторит — сообщили юристы порталу Право.ру.

По итогам мониторинга дела зачастую возбуждают в отношении розничных компаний. Если же говорить об оптовиках, то тех обычно «закладывают» недовольные ростом цен контрагенты.

Даже по результатам проверок самой ФАС дела возбуждаются реже.

Юристы прогнозируют, что с каждым годом обжаловать решения ФАС будет все сложнее, поскольку служба тщательно готовит решения.

Предупредить же претензии ФАС можно, подробно обосновав повышение цен (до повышения); проводя антимонопольный аудит с исследованием цены товара; отслеживая цены конкурентов; работая с контрагентами на единой основе.

Также компаниям рекомендуется утвердить внутренний регламент пересмотра цен: когда и насколько их можно менять, какие факторы на это влияют. При этом в цену включать только те расходы, которые прямо или косвенно связаны с производством и реализацией товара и не закладывать чрезмерную прибыль.

Если же дело уже возбудили, то доказать обоснованность роста цен можно, предоставить в ФАС (помимо прочего) документы, подтверждающие, что в цену товара включены только те расходы, которые связаны с производством и реализацией товара, а изменение цены пропорционально их росту.