И почему об этом должен знать каждый омич.
Совсем недавно ко Дню города в Омске открылся первый в городе конный памятник, запечатлевший, как у городских краеведов принято рассказывать, основателя Омска Ивана Бухгольца. Теперь можно подойти к нему и посмотреть, как выглядела одна из самых значимых в истории нашего города персоналия. Ну, почти.
Как стало известно БК55, с монументом не всё так просто. Эксперт в истории основания Омской крепости, исследователь биографии Ивана Бухольца краевед Степан Иванович Викулов рассказал о замечаниях, которые он направлял омским властям для того, чтобы авторы памятника, братья Минины, внесли корректуры…
…большую часть которых они так и не внесли. Более того, добавились новые ляпы, которых не было на макетах.
В связи с этим БК55 считает возможным опубликовать претензии краеведа к получившейся работе, названной на голубом глазу «историчной».
Горельефы, к которым много вопросов
Постамент, на котором размещён памятник, украшает несколько горельефов с различными сюжетами из жизни Ивана Дмитриевича. Все они объединены одной общей чертой: где-то обязательно допущен какой-нибудь исторический ляп, причём возможна как небольшая деталь, на которую не с первого раза можно обратить внимание, и заканчивая крупными ошибками.
Поскольку история основания Омска в широких массах остаётся по большому счёту неизвестной, обыватель на это, к сожалению (а может и к счастью), внимания не обратит.
Например, горельеф с сюжетом, изображающим некие события в Санкт-Петербурге. На заднем плане отчётливо видно Петропавловскую церковь в Петропавловской крепости, на переднем плане — предположительно, Бухольц, царь Пётр I и трое военных, из которых двое держат карту.
Авторы тогда поясняли, что это… «сюжет в Санкт-Петербурге. Пётр даёт словесный указ Бухгольцу и его приспешникам идти в Сибирь за «песошным золотом».
Даже если опустить откровенно некорректные формулировки типа «словесный указ», «приспешники» и «в Сибирь за песошным золотом», остаётся одна важная деталь, которая обрушивает весь сюжет.
Фактически общение Петра I и Бухольца происходило на борту галеры «Святая Наталья» у Берёзовых островов в Финском заливе, тогда же будущий основатель крепости получил письменный указ монарха.
Вот как это отражено в документах того времени. 21 мая Петр на корабле «Св. Екатерина» прибыл к Берёзовым островам, где находилась вся российская флотилия. Берёзовые острова находятся на расстоянии более 130 км от С. Петербурга. 22 мая (после 3-х часов дня) состоялся военный совет на корабле «Св. Екатерина»: «Былъ консиліумъ: перво объ отправленіи Капитана Бухольта, а послѣ о начатой кампаніи…». Вечером того же дня был подписан «Указ подполковнику господину Бухалту» на галере «Св. Наталья». Эта галера была флагманской в галерной флотилии, на которой находился в качестве десанта лейб-гвардии Преображенский полк. Таким образом, 22 мая 1714 г. Иван Дмитриевич был уволен из гвардии и направлен на службу в сибирский гарнизон в чине подполковника гарнизонных войск, — из замечаний С. И. Викулова к монументу Бухольца.
Бухольц и Пётр I в дальнейшем уже не встретились: царь оставался на флоте и вскоре на корабле «Святая Екатерина» отбыл в сторону Швеции, тогда как Бухольц направился сперва в Санкт-Петербург, затем в Москву, а потом в Сибирь. Поэтому подобной сцены не могло происходить в действительности.
Действие следующего сюжета происходит в Тобольске. По описанию авторов, на нём изображён момент, где, как описали авторы, «Бухгольц со своими «приспешниками» набирает рекрутов при помощи графа Гагарина и Ремезова и готовится к экспедиции».
Эта сцена взята из художественного фильма «Тобол», вплоть до образа князя Гагарина, которого авторы проекта почему-то назвали графом, что является, конечно же, откровенным ляпом. В январе 1715 года князь (не граф!) выехал из Тобольска в Санкт-Петербург, и вернулся только в апреле следующего года, то есть никак не мог принимать участие в подготовке экспедиции. На момент возвращения Гагарина в Тобольск Бухольц находился в Ямышевской крепости.
Что до образа князя Гагарина, то тот был очень маленького роста и на момент 1715 года ему было более 55 лет. Человеку, изображённому на горельефе, лет на 20 меньше.
И, чтобы уже ни у кого не было сомнений — на рамке авторы сделали надпись: «граф Гагарин». Царь повесил Сибирского губернатора, учредившего своими указами Омскую крепость и Омскую слободу, а авторы понизили его в статусе, лишив его княжеского титула.
Ещё один горельеф изображает строительство деревянной крепости в устье Оми — где изображается Бухольц в компании офицера, солдата и мастеровых. Вот только деревянная фортеция строилась в 1717 году под руководством майора Ильи Аксакова, тогда как Бухольц в это время находился в Москве.
Было ещё одно замечание, которое авторы учли. На груди у офицеров знаки отличия — горжеты. Вне зависимости от того, кто является вторым офицером, полковник Матигоров или поручик Каландар, события этого сюжета могли происходить только во второй половине 1716 года, когда Бухольц был подполковником гарнизонных войск, Каландар — командиром артиллерийского отряда, а Матигоров командовал драгунским полком в Сибирском гарнизоне.
Ни в гарнизонных, ни в драгунских полках носить горжет офицерам положено не было.
Скульптор, с учётом замечаний, указал на рамке фамилии персонажей — «Бухгольц» и «Каландер», убрал с груди Каландера армейский горжет, а на груди Бухольца — поменял армейский горжет на гвардейский.
Конь артиллерийский
Под Бухольцом на постаменте располагается достаточно крупный скакун, и по размеру он больше, чем лошади, используемые в те времена в коннице. На топонимической комиссии 21 сентября прошлого года Василий Минин объяснил размеры коня следующим образом: Бухольц служил в артиллерии, где кони, по мнению авторов скульптуры, были именно такого размера.
Доказательств того, что Бухольц когда-либо служил в артиллерии, нет — до 1714 года он служил в гвардии в пехотной роте, а после этого был офицером в гарнизонных войсках.
Кроме того, лошади такой породы не выжили бы в экспедиции, поскольку маршрут её проходил через среднеазиатские степи. Зато невысокие местные кони, способные зимой питаться подножным кормом — вполне.
Другой автор скульптуры, Михаил Минин, объяснил выбор размеров коня тем, что таковы каноны скульптурного жанра, и, если сделать его меньше или больше, «будет складываться впечатление, что всадник «сидит на осле или на комоде».
Дорогой Иван Дмитриевич
Теперь к изучению деталей фигуры самого основателя первой омской крепости.
На макете нельзя было понять, что у него в руках — или проектный план первой крепости, или указ губернатора князя Матвея Гагарина о её строительстве. Однако на монументе третий вариант: всадник держит чертёж второй омской фортификации, начатой строительством в 1717 году.
Этим всадником мог быть майор Илья Гаврилович Аксаков, бывший драгунский офицер, руководитель строительством второй фортеции. Только он мог держать чертёж оборонительного сооружения, начатого строительством в 1717 году. Кстати, и конь такой породы мог под ним быть.
На фасадном барельефе надпись: «Бухгольцу Ивану Дмитриевичу и основателям первой Омской крепости». Если памятник основателям и Бухольцу, то, получается, что он в их число не входит?
Кроме того, известен спор о фамилии исторической личности. При рождении он имел фамилию Букальтов, доставшуюся от отца, однако позднее и Иван Дмитриевич, и его брат вернули фамилию своего деда — Букальт. В документах тех времён значится как минимум 15 версий её написания, одной из которых и было Бухгольц.
Сам же Иван Дмитриевич придерживался варианта Бухольц, хотя, по некоторым данным, писать он не умел, поэтому прибегал к услугам писаря. Ряд историков пытается притянуть сюда за уши немецкие дворянские роды с фамилией Бухгольц, коих на тот момент в России имелось минимум два.
Возвращаясь к надписи — встаёт вопрос, что имели в виду авторы, когда указывали «первую Омскую крепость»? Если имелся в виду населённый пункт, то слово «первая» лишнее. Если сама фортеция — слово «Омская» должно быть написано с маленькой буквы.
Тот самый потерянный человек
И последняя, но по порядку, а не по значимости, деталь. Роль Бухольца в основании Омска традиционно завышалась — он был одним из руководителей строительства первой крепости, точнее, фортификаций, причём наравне с Яганом Каландаром, Иваном Вельяминовым-Зерновым, Ильёй Аксаковым и многими другими.
Решение же о строительстве Омской крепости (как населённого пункта) принял другой человек — губернатор Сибири князь Матвей Гагарин, представитель древнего дворянского рода, из Рюриковичей. Впрочем, в традиционных источниках он фигурирует как персона негативная, да и конец его весьма соответствовал такому образу — в 1721 году князя повесили якобы за лихоимство (взяточничество) по личному пожеланию Петра I.
Естественно, такому человеку наши краеведы ставить не захотят. Но где же тогда историчность?
А ведь даже сам российский император признавал, что доказательств вины Гагарина нет, что следует из его указа Сенату от 22 января 1724:
Ежели какое дело явится по порядку правильному чисто, но та персона по иным окрестностям подозрительна, как-то явилось в Гагариновом розыску о слепленных бумажках…: таких дел отнюдь не вершить в Коллегиях, но доносить в Сенат, и подозрение описать, сколько могут.
Кстати, в приговоре Сената от 14 марта 1721 «о присуждении к смертной казни» основная вина Гагарина состояла в том, что он взял деньги у царицы Екатерины I, купил на эти деньги три алмазных перстня и крупный алмазный самородок в Китае и «хотел употребить себе». Если бы Петр знал о реальных товарно-денежных отношениях между царицей и Сибирским губернатором, исчислявшихся в сотнях тысяч рублей подношений, где цена якобы утаённых драгоценностей составляла «каплю в море»…
Продолжение следует…
БК55 готовит интервью с автором замечаний Степаном Викуловым. Если у вас, уважаемые читатели, есть вопросы, присылайте на электронную почту редакции: info@bk55.ru
Павел Астремский