Когда в Омске появилась передвижная эко-лаборатория, появилась и возможность анализировать состав воздуха в любой конкретной точке города. Были проведены исследования, результатом которых стал вывод, о котором горожане, в принципе сами догадывались. Но теперь это подтвердилось результатами объективных анализов. Загрязняющие вещества в воздухе над городом распределяются неравномерно.

Наибольшая их концентрация — вдоль крупных магистралей с большим автомобильным трафиком. Отсюда — кажущаяся многим парадоксальной статистика превышения предельно допустимых концентраций загрязнений, которая говорит, что качество воздуха в Центре Омска, где, по сути, нет никаких предприятий и котельных, зачастую хуже, чем на промышленных окраинах.

Причем важно еще и то, что горожане значительное время проводят именно там, где воздух наиболее загазован. Водители личного автотранспорта, пассажиры автобусов и троллейбусов, пешеходы, неосторожно решившие пройтись по одной из центральных улиц, — все они вдыхают целый «букет» химических веществ, образующихся при сгорании автомобильного топлива. Угарный газ, оксид серы, тяжелые металлы, накапливающиеся в человеческом организме, свинец, цинк и медь, канцерогенное сажа и бензопирен… и это — далеко не весь список того, чем мы дышим на оживленных улицах.

Всерьез за проблему взялись после начала реализации нацпроекта «Экология»*, в которую входит программа «Чистый воздух». Значимым шагом был запрет на появление на городских улицах большегрузных автомобилей с дизельным двигателем. Вообще, дизельное топливо — наиболее вредное для окружающей среды. Определенную роль сыграло и повышение качества бензина, более жесткие требования к автомобилям по объему выхлопов.

Однако для дизельных и бензиновых двигателей есть определенных предел, экологичнее которого они не станут. Поэтому правительство региона и мэрия Омска взяли курс на развитие общественного транспорта, который может стать полностью экологичным.

Это не только электротранспорт, но и современные автобусы большого и среднего класса, а также грузовые автомобили, работающие на газу. Природный газ — метан — наиболее чистый из всех углеводородных вид топлива. Он соответствует самому последнему экологическому стандарту «Евро-6». Первыми в стране провели эксперимент по переводу на газ всего своего автопарк в компании «Газпром». В ее структуре работают десятки тысяч автомобилей, и их газификация снизила выбросы в воздух примерно в десять раз. Кроме того, «голубое» топливо стало обходится дешевле.

Курс на замену всех муниципальных автобусов на современные метановые взяли и в департаменте транспорта Омска. Теперь весь новый подвижной состав по возможности будет «метановым». Огромную помощь в этом направлении оказала компания «Газпром нефть», которая в рамках проекта «Чистый воздух» купила для Омска в 2021 году 51 «ЛиАЗ», работающий на компримированном природном газе. Их, наверное, видели все омичи — их борта украшает надпись «Чистый воздух». Комфортные для пассажиров современные салоны, не забыто и удобство для водителя.

В прошлом году было приобретено 33 автобуса марки «НефАЗ», также работающие на газе. За «муниципалами» потянулись и частники. Большое значение имеет то, что расходы на газовое топливо ниже, чем на бензин. Эта тенденция уже стала отражаться в статистике. По данным Росприроднадзора, в 2017 году выбросы от автотранспорта в Омске были на уровне 87,1 тысячи тонн, а к 2022 году они сократились до 58,822 тысячи тонн из общего количества в 127,760 тысячи тонн. В процентном отношении доля автотранспорта в загрязнении воздуха города снизилась с 56% до 46%.

Идеальный современный город — это тот, в котором большая часть жителей может владеть личными автомобилями, но для ежедневных поездок предпочитает полностью экологичный общественный транспорт, так как перемещаться на нем и удобнее, и быстрее, и даже престижнее. Цель вполне достижимая, особенно с учетом того, что на ее достижение направлены мероприятия проекта «Чистый воздух». Недавно Владимир Владимирович Путин сообщил, что национальный проект «Чистый воздух» будет продлен до 2030 года. Так что можно надеяться, что уровень загрязнения воздуха выхлопами автотранспорта будет неуклонно снижаться.

*Информационный проект «Экология» реализуется при поддержке Омского фонда регионального развития, сотрудничества и поддержки общественного самоуправления.