Совладелец одной из лучших в России компаний по созданию и продвижению сайтов поделился секретами с БК55.

Омская компания ITB заняла в ведущем рейтинге России ratingruneta.ru 2-е место по количеству проектов, 6-е — по SEO и контекстной рекламе, 7-е — по интернет-маркетингу.

А руководитель отдела платного трафика Александр Трегулов стал лучшим экспертом по контекстной рекламе. Он дважды выиграл закрытый конкурс одной из крупнейших транснациональных компаний.

На конкурс заявилось 5000 участников из России, из которых организатор выбрал 120. Для них провели хакатон — командное состязание, когда специалисты IT решают проблему на время. Команда Трегулова победила! Теперь перед ITB открыты воистину безграничные перспективы.

БК55 поговорил с совладельцем, заместителем гендиректора компании ITB Андреем Морозовым.

— Андрей, то, что ITB на 2 месте ведущего рейтинга России по интернет-маркетингу — ситуация для Омска непривычная. Ведь бизнес в нашем тихом городе не сильно кипит. Как вам это удалось?

— Конечно же, это не случайность, а многолетняя системная работа. Например, в прошлом году мы были на 4 месте рейтинга, в позапрошлом — на 7-м. Вообще же мы занимаемся интернет-маркетингом и копим портфель клиентов уже более 15 лет.

— Сейчас сложнее или проще, чем в самом начале?

— 15 лет назад был совсем другой рынок. Тогда все только зарождалось, конкуренции было намного меньше. Заказчики нередко обращались потому, что сайт — «это модно, у соседа есть и мне надо». Сегодня высокая конкуренция (которой мы не боимся нисколько), зато больше заказчиков понимают, зачем им сайт и интернет-маркетинг, ставят четкие цели.

— Ну, а помогло то, что интернет-маркетинг — это «чистый» онлайн, когда количество клиентов не зависит от базировки компании?

— Благодаря тому, что мы находимся в Омске, мы экономим на таких издержках как стоимость офиса, заплаты вспомогательного персонала и так далее… В результате себестоимость работы ниже, чем у московских компаний. Это дает возможность сделать для клиента больший объем работы за меньшие деньги. Однако главное в том, что мы стараемся принести пользу каждому клиенту. Действительно стараемся! Поэтому заказчики крайне редко от нас уходят, работают с нами долго.

— Успехи ITB зависят от таких звезд как Трегулов или упор на другом?

— Нисколько не умаляя достоинств Саши, считаю, что важны четко выстроенные бизнес-процессы и стандарты качества. Именно это позволяет нам обеспечивать предсказуемо хороший результат. Над каждым проектом работает большая команда, а в этом случае важнее правильная организация труда и зон ответственности. Но, разумеется, талант и опыт специалистов играет огромную роль — многие работают у нас уже более 10 лет.

— Бывает такое, что у айтишника произошел «затык» с сайтом — какая-то проблема, и ему помогает команда?

— Не один специалист, а целая команда, работающая над проектом, нередко заходит в тупик. У ребят «замыливается» глаз, и тогда мы производим разбор проекта. Собираем специалистов из команд, которые работают над другими проектами (и могут свежим взглядом оценить чужой). Сотрудник рассказывает им историю проекта: что сделал, в какой точке находится и в чем проблема. И ребята из других проектов начинают ему помогать — делятся идеями, видением, фишками, которые сработали у них. То есть происходит командный мозговой штурм!

В итоге проект продвигается намного эффективнее. Вдобавок такие разборы имеют отменный обучающий эффект: все — и кто придумал решение, и кому оно пригодилось, могут применять этот опыт в дальнейшем.

— А в небольшой компании такое возможно?

— В компаниях, где над проектами работает только одна группа — нет. В ITB такая механика действует, поскольку у нас 180 сотрудников и много проектов.

— А если задействовать искусственный интеллект?

— Иногда ИИ может помочь в решении проблемы, при этом важно правильно ему прописать задание. Мы его уже больше полугода эффективно используем. Но устроить полноценный мозговой штурм, разработать маркетинговую стратегию ИИ не может. В основном мы его используем, чтобы составить контент-план, написать текст, сгенерировать изображение.

— Как вы подбираете сотрудников? Имеет ли значение диплом по специальности или айтишником может быть самоучка?

— При подборе мы оцениваем совокупность умений — не только интеллект, но еще умение брать на себя ответственность. Они будут намного более важными качествами, нежели специфические навыки.

— Разве специальные навыки не важны?

— У нас выстроена мощная корпоративная система обучения, в которой любой, кто хочет учиться, будет очень быстро прогрессировать.

В ITB большая база знаний — мы накапливаем все курсы, опыт в проектах. В ней все наши маркетинговые наработки, в том числе проверки гипотез. Все это систематизируем и используем. Конкурентам мы эту информацию, конечно же, никогда не дадим.

— Ну, а если взять вашу звезду Трегулова — что он делает такого, чего не могут другие?

— Александр — отличный пример моего предыдущего тезиса: он пришел в нашу компанию абсолютно без опыта работы — даже не зная, что такое контекстная реклама, но с готовностью учиться и, главное, самому искать новые подходы в рекламе. Мы просто предоставили ему благоприятную среду и не мешали развиваться.

— Что за благоприятная среда?

— Мы давали Саше разнообразные сложные задачи, не ограничивая его в реализации своих идей. Поддерживали ресурсами. К примеру, приходит он ко мне и говорит, что хотел бы сделать сервис колл-трекинга (рекламы с оплатой за звонок) — знает, как его сделать лучшим на рынке. Мы ему выделяем ресурс программистов, дизайнеров, других специалистов, позволяя реализовать идею.

— Во времени ограничиваете?

— Не жестко. По нашему опыту, чем больше времени тратится на проект в часах, тем лучше будет результат. К примеру, если взять сайт — он будет более проработанным.

— Знаю пример, когда компания дорабатывала сайт в течение года, требуя доплаты. Так и должно быть?

— Тут как с ремонтом: стоимость начинается с того, что вы наняли одного мастера без опыта. Он, может, за небольшую цену что-то сделает. Но затем вы решили нанять бригаду квалифицированных рабочих — стоимость их услуг дороже. Потом — и вовсе крупную строительную фирму, которая все делает строго по стандартам. То есть начать ремонт можно с 200 тысяч рублей и увеличивать стоимость до бесконечности. Но вместе с этим растет качество услуг. То же с сайтами и маркетингом.

— Кстати, контекстная реклама стала раздражать — она перекрывает контент. Она действительно нужна? И кому?

— Контекстная реклама — просто один из инструментов для привлечения клиентов. Если клиентов для вашего товара или услуги можно найти в интернете — она вам подходит. Ну, а дальше нужно считать стоимость привлечения каждого клиента и смотреть, выгодно ли вам это. Благо, интернет-маркетинг позволяет точно вести учет и всегда знать, приносит ли реклама прибыль. Если говорить именно о нашей компании, то мы предпочитаем работать с теми, кто уже не новичок в этой сфере и точно знают, чего хочет.

— Как меняются рекламные алгоритмы и в чем чаще всего ошибаются интернет-маркетологи компаний?

— Рекламные алгоритмы меняются постоянно. Мы с коллегами каждую неделю собираемся, чтобы обсудить новинки. И еще ни разу не было, чтобы не о чем было поговорить! Значительные изменения — например, выход какого-то нового инструмента, происходят примерно раз в квартал.

А насчет ошибок… Считаю, что самая распространенная — не выстроить прозрачную систему аналитики, которая дает точный ответ на вопрос клиента «Окупается ли моя реклама?».

— Спасибо, Андрей. Удачи вам!