Накануне сдачей премьеры «Сирано де Бержерак» по пьесе Эдмона Ростана перед «своей» публикой (а к ней традиционно относятся люди, приближенные к театру, – журналисты, театралы со стажем, представители культобщественности - БК55) старейшее омское учреждение Мельпомены открыло 140-й сезон.

По словам режиссера спектакля Александра Кузина, поставить классического «Сирано» он мечтал с шестнадцатилетнего возраста. Если учитывать, что сегодня Кузину 54, то к осуществлению собственной идеи он шел 38 лет. Любопытно, что со дня "крайней" перед нынешней постановки нетленки Ростана в Омском академическом тоже прошло много лет. Она была осуществлена в конце 60-х. Тогда знаменитого «носача» играл Ножери Чонишвили. 

Соревноваться с ним само по себе уже наглость, но режиссер Кузин, что называется, увидел артиста Руслана Шапорина в этом образе. Шапорин, то ли весь погруженный в Ростана, то ли вспоминающий слова сложнейших словесных баталий, а то ли уроки фехтования, которые ему и его коллегам давал в течение трех недель утром и вечером чемпион Европы по фехтованию, от общения с прессой отказался. Звезда имела право, чем и воспользовалась. Другая звезда, появившаяся на сцене в образе красавицы Роксаны, Наталья Рыбьякова сразу не захотела выйти к журналистам. Причина: сложный грим и прически. Заметим, что ни того, ни другого на ней не было.

Щегольнул, правда, новой короткой стрижкой Кристиан - Егор Уланов. Что касается французского языка, которым решили покорить зрителей артисты Драмы в первом действии, то, по словам специалистов, в смысле произношения он оставлял желать лучшего. Как, впрочем, и русская дикция Шапорина-Сирано. В финальном монологе понять что-то из того, что он пытался эмоционально донести до публики, было сложно, даже сидя в партере. Единственное оправдание актера, что произносил он его по роли уже умирая.

Из плюсов: хороший выбор репертуара для открытия сезона, отличная сценография от заслуженного художника России Александра Орлова, хорошие костюмы, особенно мужские - от Ирины Чередниковой, которой на «сдаче» не было. Понравилась и работа композитора. Из минусов - затянутое первое действие.

В любом случае Шапорин заслуживает уважения - ведь сравнения с такими выдающимися Сирано, как Георгий Тараторкин, Николай Охлопков и даже совсем недавний Максим Суханов, не избежать.

В зале была многолетний теперь уже экс-редактор журнала «Омск театральный» Лидия Трубицына, ныне экс-куратор омских театров от минкульта Ольга Зуева. Присутствовали на премьере и японские деятели театра и ныне известный чешский режиссер, ставящий сейчас в «Арлекине», Евгений Ибрагимов.

Сегодня, завтра и 24 сентября премьерные показы «Сирано де Бержерака»  в Омском академическом театре драмы.

Василий Романов