БК55 пообщался с режиссером спектакля «Память», созданного по рассекреченным архивам УФСБ.

8 мая  БК55 сообщил об уникальной премьере — к Дню Победы в Омске создан спектакль «Память» по рассекреченным в этом году архивам УФСБ.

В нем рассказывается об узниках концлагерей, существовавших на территории Германии и бывших союзных республик и их палачах.

Автором сценария и режиссером спектакля выступила окончившая 10 лет назад факультет культуры ОмГУ им. Достоевского Наталья Трубкина.

Сценарий она создала по 10 делам сотрудников (охранников, врачей) концлагерей, изменников из рассекреченного архива, цитируя их показания на допросах, а также очерку сбежавшего из концлагеря старшего лейтенанта Павла Гавриша.

По признанию Натальи, даже читать архивные документы с «тяжелой», мучительной информации было крайне непросто.

Однако спектакль получился ярким и «легким» для восприятия молодежной аудиторией, недаром на его премьере в Историческом парке «Россия — моя история» зрители устроили овации.

БК55 расспросил Наталью Трубкину о работе над этим уникальным проектом.

— Наталья, расскажите, как вы попали в этот проект? Как работалось над сценарием и спектаклем? Все-таки это непросто — делать постановку по архивам, которые были засекречены столько лет…

— С парком «Россия — моя история» мы дружим с 2019 года и уже реализовали много совместных проектов. Один из них — мультимедийный иммерсивный выставка-спектакль «Город и Война», посвященный подвигу омичей в период Великой Отечественной войны. Его, кстати, можно посетить до конца мая.
Когда меня пригласили в проект «Память», согласилась сразу. Но только получив рассекреченные документы, я поняла, «куда попала» и что мне предстоит пережить… Помню, как сложно было начать читать дела, я то откладывала их, то перекладывала. И каждый раз появлялись хлопоты: то одно нужно сделать, то другое. Наверное, я ждала нужного настроя.

И, наконец, смогла взяться за документы, час настал. Мне не забыть тот вечер, когда дела, одно за другим, входили в «мой мир». Как история за историей «кричали мне с листа», желая быть услышанными!

— На премьере вы сказали, что некоторые моменты не стали включать в сценарий, слишком тяжелые. Что это за моменты?

— Самой шокирующей стала для меня история про новорожденный детей — что с ними делали в лагерях (только мать сохраняли как работоспособную единицу…). Как такое репетировать, раз за разом? Играть? Я не стала включать это в сценарий.

— На премьере зрители уже оценили формат спектакля: действие максимально сжато и напоминает скорее блокбастер, чем рассказ по документам. Как вам это удалось?

— Передо мной стояла непростая задача. Необходимо было выбрать такую форму, чтобы актеру было комфортно работать, а зрителю — легко его воспринимать. Купольное пространство и мультимедийные декорации позволили перемещаться сквозь время и пространство, а профессиональная игра артистов — показать множество людей. Они перевоплощались то в работников концлагерей, то в заключенных. 

— Все актеры молодые — как они восприняли этот проект? Как вы их подбирали?

— Полина Кремлева, Владимир Кин, Тимофей Греков — мои герои. Я пригласила их в проект и, должна признаться, что работать с ними было очень комфортно и легко, хотя тема тяжелая. Но у каждого из ребят были свои знания, истории, опыт — мы делились ими. Вместе ужасались, вместе представляли, вспоминали и — помнили. 

— Какие замечания или пожелания были у ваших кураторов из УФСБ? Они контролировали стилистику проекта, какие-то творческие моменты или в основном следили за фактической точностью?

— Я помню встречу, когда представляла проект — рассказывала свою концепцию, показывала референсы. Наши взгляды совпадали, поэтому я чувствовала полное доверие и поддержку со стороны кураторов.

— Изменилось ли что-то в вас самой после знакомства с рассекреченными архивами?

— Изменения еще происходят. Прочитанное, увиденное (а я ведь еще собирала информацию, изучала историю, документы, фильмы) «не развидеть», не забыть. Я и не хочу забывать! Это ПАМЯТЬ! Только сохраняя память о тех страшных событиях, отдавая дань уважения погибшим и выжившим в том аду людям, можно надеяться на то, что подобное больше не повторится… 

— Чего вы ждете от зрителей?

— Я уверена, что ни один зритель с этого спектакля не сможет уйти равнодушным. Премьера «Памяти» показала, каким атмосферным и иммерсивным (меняющим сознание зрителя, который «погружается» в действие — прим. БК55) получился спектакль.

Дорогой зритель, приготовься к тому, что тебя ждет трансформация.

— Наталья, спасибо вам и удачи в новых проектах.