Картину Татьяны Борщ «Донбасс. Дети» увидели школьники в Омском киновидеоцентре. 

Школа, где они обучаются, находится в районе улицы Бархатовой, а киновидеоцентр — это поселок Биофабрики. Неблизкий путь, однако разочарования на лицах ребят не было. Скорее, потрясение. Увиденное не могло оставить их равнодушными.

Кинодокументалистка Татьяна Борщ, снявшая фильм на грантовые средства Президентского фонда культурных инициатив, подняла сложную тему — дети и война. Какой ценой платят юные, только входящие в жизнь с широко открытыми глазами, за то, чтобы быть просто детьми.

Учителя школ украинских территорий, ныне находящихся под контролем вооруженных сил России, рассказывают, что их воспитанники теперь хорошо осведомлены, далеко ли рвутся снаряды, и когда надо бежать в бомбоубежище. На показе присутствовали омские ребята-волонтеры, встречавшие украинских подростков, которые гостили у нас в городе.

Они поделились, что гости долго не могли понять, почему омичи спокойно реагируют на самолеты, пролетающие над нашим городом. Для них это больная тема. Как больной темой для взрослых стали «потерянные» дети из детдомов Донбасса. Картина приводит страшные признания специалистов, имеющих отношение к воспитанию ребят, оставшихся без попечения родителей. По их словам украинцы вывезли в неизвестном направлении проживавших в детских домах несовершеннолетних.

Администрация учреждений и местные омбудсмены ничего не знают о судьбе детдомовцев, которых однажды погрузили в автобусы и увезли в неизвестном направлении. Международные организации знают об этой ситуации, но ничего не предпринимают.

На освобожденных территориях Украины пропадают дети. Уже этой информации создательнице ленты «Донбасс. Дети» хватило бы для серьезного журналистского расследования.

Но Татьяна Борщ приводит и другие факты. Отступая украинские боевики оставляли после себя заминированные детские игрушки, прекрасно понимаю, что взрослые ими не заинтересуются.

Хирург одного из медучреждений приводит печальную статистику детского травматизма и даже смертности. Есть в фильме и кадры, когда дети рассказывали о своих «школьных» достижениях. «Школьных» не случайно закавычено — материал они осваивали, сидя в бомбоубежищах без света (его давали не на долго, подключив генератор, чтобы зарядить фонарики), воды (для питья растапливали снег).

Артиллерией велся прицельный огонь по зданиям, где находились старики и дети. Борщ, не щадя чувств зрителей, показывает снятые с дронов кадры разрушенных городов. Это очень напоминает кинодокументалистику времен Великой Отечественной войны.

Учитель одной из луганских школ поделился: дети, наконец-то стали шуметь на переменах — значит оттаивают от потрясений. Сложную тему восприятия детьми войны Татьяна Борщ и ее соавтор журналистка Елена Бобкова показывают внешне беспристрастно, без излишнего акцентирования на деталях.

Собственно, этого и не нужно. Констатация факта лишения ребят детства не нуждается в ненужных эффектах. Все и так предельно ясно: дети не должны были этого пережить, но это случилось.

Задача взрослых помочь им адаптироваться и максимально приблизить наступление мира.

Фото из открытых интернет-источников