Сегодня в Омске прошло масштабное совещание по безопасности судоходства с участием представителей речных бассейнов России и минтранса, причиной которого стало крушение теплохода «Полесье-8». Однако первые лица омского региона его проигнорировали.

Почти 200 человек из разных регионов России прибыли в Омск сегодня, 28 августа, на совещание по вопросам безопасности судов, организованного федеральным минтрансом. Руководители 15 речных бассейнов, капитаны, судовладельцы практически из всех регионов страны, кроме страдающего от наводнения Дальнего Востока, вместе с чиновниками федерального уровня обсудили вопросы безопасности судоходства на реках. То, что совещание состоялось именно в Омске, не случайно. Причиной стала недавняя трагедия на Иртыше. В субботу, 17 августа, здесь произошло столкновение пассажирского теплохода «Полесье-8» и грузовой баржи. В результате катастрофы 6 человек погибли и более 30 получили травмы различной тяжести. Среди пострадавших оказались и дети.

Главная цель мероприятия - предотвратить подобные происшествия в речных акваториях регионов страны. Случай в Омске заставил министерство транспорта России задуматься над тем, какие шаги необходимо срочно предпринять, чтобы обеспечить безопасность речных перевозок.

Проанализировав предварительные причины катастрофы заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский пришел к выводу, что трагедии можно было избежать дважды. В первый раз - когда руководство ОАО «Омский речной порт» приняло на работу 51-летнего капитана с темным прошлым. Оказывается, начиная с 1990 года Юрий Ратько 11 раз сменил место работы из-за пьянства, однако все разы, за исключением одного (уволили за прогулы), его увольняли по собственному желанию, а не по статье.

- Если человек 11 раз работу сменил, значит что-то не так. Закономерность прослеживается, - отметил Виктор Олерский. - В приличных компаниях проверяют свой персонал, стараются понять, откуда пришел работник и почему. Хорошие специалисты так часто не мигрируют. А здесь такая простая работа не была сделана.

Заметим, что Олерский буквально «наехал» на гендиректора Омского речника, заявив, что он выполняет свои обязанности не должным образом.

- Вообще, как мужчина мне ответьте - вы работаете или нет? - спросил федерал.

- Работаю, - выдержав паузу, сказал Василий Данилов.

Второй раз предотвратить ЧП мог работник Омского речного порта - просто не выпустив пьяного капитана в рейс. Но и этого сделано не было по непонятным причинам.

- Как мне известно, отвечающий за безопасность сотрудник присутствовал при отходе судна и видел состояние капитана. Он предупредил его в сотый, «китайский» раз, однако принял решение выпустить человека в рейс, - сообщил СМИ федеральный чиновник, продемонстрировав свою информированность. - Несколько свидетелей подтверждают, что такой факт имел место.

Любопытно, что в настоящий момент следователи не могут предъявить обвинение этому должностному лицу. Оказывается, штатная единица для специалиста, курирующего выпуск портовиков в рейс, в Омском речном порту есть, имеется и соответствующий приказ гендиректора Василия Данилова о назначении человека на должность, однако документах нет подписи того самого человека, отвечающего за безопасность. То есть теперь силовикам придется еще доказать, что указанный человек получал зарплату именно за обеспечение безопасности. А он, понимая, какие последствия могут быть, просто «пошел в отказ».

В течение почти четырех часов представители речного флота обсуждали с заместителем Министра транспорта РФ Виктором Олерским, руководителем Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Александром Касьяновым и руководителем Федерального агентства морского и речного транспорта Александром Давыденко сложившуюся на речном флоте ситуацию. Экспертами были высказаны предложения по обеспечению безопасности. Некоторые из них уже в ближайшее время будут проработаны на самом высоком уровне.

Так, представители минтранса РФ согласились с тем, что необходимо создать единую базу данных судоводителей, так как одним из факторов риска, как выяснилось, являются персональные данные судоводителя. В базе данных будет указана квалификация капитана, а также частота смены работы и причины перехода с одного места на другое. Выводы будут сделаны и в части крепления кресел и использования ремней безопасности на судах.

На скоростных судах в настоящее время имеется требование о минимальном числе членов команды, которая должна состоять из четырех человек. Возможно, уже в ближайшее время одного матроса заменят на второго судоводителя, чтобы на капитанском мостике всегда находились два человека.

- На мостике должен быть не один человек, а двое, - уверен руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта РФ Александр Давыденко. - Кстати, у вас (в Омске) в бассейне несколько десятилетий тому назад у одного капитана произошел во время рейса инфаркт. Он был один. В итоге судно врезалось в берег. К счастью тогда, таких последствий не было. Не должен быть один человек на скоростных судах. На море, к слову, так и есть. Теперь необходимо подумать, чтобы так  же было и на реках.

Все без исключения присутствующие согласились, что основные работы над ошибками все же надо провести внутри компаний.

- Проблема находится в плоскости внутреннего регулирования самих компаний, управления безопасностью. Уровень сознания руководителей и владельцев компании, зачастую, достаточно низкий. Тот результат, который мы сегодня получили - это последствия такого непонимания, - убежден Олерский. - Эта катастрофа продемонстрировала реальное состояние дел в компании. Я говорю об отношении к безопасности. Все отрегулировать невозможно, и ставить на одного капитана по три инспектора - безумие. Не в этом наша задача, но есть вопросы, над которыми мы еще должны поработать в министерстве. Все инструкции по безопасности написаны кровью.

Главное, на взгляд экспертов, - увеличить ответственность судоходных компаний за качество услуг.

- Сегодня мы говорим о безответственности, а значит о смертельных случаях и исковерканных судьбах людей, - сказал Александр Давыденко. - Пирамида происшествий говорит о том, что на гибель одного человека приходится 20 тысяч мелких нарушений. Руководители проходят мимо того, что не хватает жилетов, что на судне имеются неисправности или неадекватен судоводитель, как в данном случае.

В процессе обсуждения вылезла и кадровая проблема. По данным Международной морской организации к 2018 году в данной сфере будет не хватать 60 тысяч человек. Именно из-за кадрового голода, как заявил гендиректор Омского речного порта, он и вынужден был взять на работу Ратько.

- Кадров не хватает, не от хорошей жизни мы его взяли, - в свое оправдание сказал Данилов.

Для того, чтобы исправить ситуацию с кадрами в Москве пройдут соответствующие беседы на высоком уровне. Престиж и зарплату работников в данной сфере необходимо повышать. Проведут после этой встречи и ревизию учреждений, которые готовят за счет государства судоводителей.

Официального заключения о причинах и виновных в происшествии на Иртыше пока нет. Оно будет дано к 17 сентября. Однако у федеральных чиновников уже имеется свое мнение на этот счет.

- Это точно не железо, это человеческий фактор. Это можно с полной уверенностью сказать. Цепочка событий здесь простая, - добавил Виктор Олерский.

Каких-либо дополнительных изменений и дополнений в нормативной базе, скорее всего, не будет. Представители министерства заявили, что ими все детально было проработано после всем известной катастрофы с «Булгарией» в 2011 году. Закручивать гайки бизнесу в данной сфере чиновники также не собираются. Вместе с тем они намерены предпринять ряд действий, направленных на введение персональной ответственности за происходящее.

Примечательно, что на данном мероприятии не было первых лиц региона - губернатора Виктора Назарова и его первого заместителя Юрия Гамбурга, который несколько дней назад посещал Августовское совещание педагогов. От регионального минтранса пришел только Игорь Квасов. От администрации города Омска приехал Олег Осинский. Как оказалось, у Олерского по этому поводу к губернатору претензий нет, а о самом главном они успели поговорить с главой Омского региона до начала совещания.

- Я встречался сегодня с утра с губернатором. Мы обсудили ситуацию, практически все то же самое сказал, что нужно делать, чтобы избежать такой ситуации. Присутствовал замминистра транспорта Сергей Квасов. - В составе комиссии принятие участия региональных властей не предполагается. Тут важнее специалисты.

Мария Гавриленко
Фото автора