30 ноября депутаты профильного комитета по собственности регионального Заксобрания под председательством Игоря Зуги в рамках второго чтения обсудили проект областного бюджета на 2023 и на плановый период 2024–2025 годов.

Министр финансов Вадим Чеченко выступил с докладом перед депутатами о расходной части бюджета будущего года, которая в общей сумме составляет 128,3 млрд рублей. В неё в том числе входят и первоочередные расходы на заработную плату бюджетникам, резервный и дорожный фонды, траты на социальную политику, госпрограммы и новые инвестиционные проекты.

Однако согласились депутаты далеко не со всеми доводами министерства финансов, разработавшего проект.

В частности, речь зашла о расходах по программе управления имуществом и земельными ресурсами региона, финансирование которой сократилось на 164,7 млн рублей. Объёмы финансирования уменьшились в первую очередь из-за растяжения по расходам на содержание бесхозного имущества, принятого на баланс Омской области. А также был упомянут общий объём средств из бюджетов разных уровней на обеспечение детей-сирот жильем и сертификатами на приобретение квартир, который показал рост. Из бюджета области будет выделено на эти цели 545 млн рублей и дополнительно 306 млн из федеральной казны.

«В данном бюджете расходная часть, которую мы предлагаем рассмотреть, безусловно имеет определенные проблемы. Если сравнивать с текущем бюджетом, то рост расходов составляет 23%. Но вместе с тем она более стабильная и устойчивая, чем была год назад. С другой стороны по определённым статьям требуется дофинансирование. Есть проблемы, которые в течение года необходимо решать. Но алгоритм, который мы вам предлагаем, т. е. принятие базового бюджета и дофинансирование в течение года, он на протяжении многих лет всегда себя оправдывал. Нам удавалось дофинансировать, и федеральную поддержку привлекали, дополнительные активы, налоговые и неналоговые доходы формировали, но в течение года мы все эти вопросы закрывали и никогда вас не подводили», — отметил министр финансов Вадим Чеченко.

Глава комитета выступил с критикой нового проекта главного финансового документа региона.

«Принципиально, Вадим Александрович, что это за бюджет? Он социальный, инновационный, инвестиционный, бюджет развития? Мы над чем работаем сейчас? Бюджет «закрыть дырки»? Креативность должна обеспечиваться результативностью. Мы сейчас говорим про Министерство имущественных отношений. Назовите, какой это бюджет для региона? Социальный. При этом количество сирот растёт, количество желающих получать социальную помощь будет возрастать. А что будет в последующих годах? Бюджет это простая бухгалтерия, мы его делаем каким-то основным документом. А на самом деле из этого документа видно, что никакой программы целевого развития у нас нет. Минимуществу, которое должно реально зарабатывать деньги, сокращают финансирование на 31%. Получается, что у нас весь процесс развития в регионе «подсаживается» под ваше понимание формирования бюджетных задач. Депрессия, в которую мы таким бюджетом загоняем всю систему управления в регионе, она на лицо», — возразил Игорь Зуга.

Комитет призвал министерство финансов увеличить финансирование программ Минимущества, поскольку за прошедший год ведомство сумело доказать свою эффективность и несет в себе большой потенциал по вливанию доходов в бюджет региона.

«Я говорю о простых вещах. Бюджет должен пополняться и увеличиваться за счёт собственных доходов. Потому что всё остальное — баланс интересов. Министерство финансов реально может зарабатывать деньги. И возвратность здесь будет самая эффективная, потому что это собственность. Минимущество Омской области становится главным инвестором развития собственности. Я никогда не поверю, что государственная собственность неэффективна, — это ложь. Только эффективность управления определяет результат, форма ни при чём», — заключил Игорь Зуга.

Дискуссия состоялась довольно содержательная и оживленная. Стороны услышали друг друга, и в конечном итоге комитет по собственности большинством голосов принял бюджетный проект и рекомендовал его к рассмотрению во втором, окончательном, чтении региональным парламентом.