В России грядет масштабная реформа образования. Из законодательства исключили термин «образовательная услуга» — соответствующий документ подписал Путин. По мнению педагогов, это словосочетание дискредитировало их миссию. А недавно спикер Госдумы Володин сообщил о том, что учителей с 1 сентября освободят от заполнения лишних бумаг, чтобы они могли посвящать обучению детей больше времени, а не тратили его на бумажную волокиту. А что бы Вы изменили в действующей системе образования?

Ирина Макишева, директор ООО «РИА «Мотор»:

— Наболело на эту тему. В общем — вернуться к советской системе. У людей был кругозор и основные знания по всем предметам, сейчас — перегруз информацией и провалы в базовых знаниях.

Ермек Хапизов, руководитель ОРО ООД «Молодежной Ассамблеи народов России «МЫ — РОССИЯНЕ»:

— Действующая система образования лишена главного — бюджета и преемственности. Оба эти определения взаимосвязаны. Молодые выпускники педагогических вузов и колледжей не желают идти в школы из-за низкой заработной платы, поэтому, в школах средний возраст учителя 55-60 лет, то есть предпенсионный.

Я лично работал 1 учебный год и могу сказать с уверенностью, что зарплата в 8134 (за ставку) — это предел мечтаний. Учителям русского языка, математики, конечно, проще, они могли брать и 2 и 3 нагрузки для того, чтобы зарплата была в 2-3 раза больше, но я думаю, все понимают, как это отражается на качестве организации уроков.

Алеся Григорьева, общественный деятель, президент Ассоциации по защите интересов «Детство. Отцовство. Материнство»:

— Система образования бесконечно устарела. Школа превратилась просто в «камеру хранения», куда сдают детей, пока родители на работе. Успех наших детей в будущем зависит от навыков и знаний, которые они смогут получить самостоятельно, ориентируясь на требования рынка труда и текущую экономическую и политическую ситуацию в стране. Очень часто для простого выживания требуется быстрая смена вида деятельности и профессии, приобретение новых навыков. И, к сожалению, стандартная школа прививает детям «симптом выученной беспомощности». Чтобы сохранить жажду знаний и научить проявлять интерес к познанию нового, я рекомендую родителям переводить своих детей на семейное образование. При выборе такой формы образования Вы сохраните здоровую психику у ребенка и подарите ему свободу. Свободу не только от школьного расписания, но и свободу мысли и творчества. Для того чтобы договор между государством и родителями был честным и добросовестным, необходимо принять федеральный закон о выплатах компенсаций за то, что родители самостоятельно обеспечивают детям образование в соответствии с образовательными стандартами, ведь право на бесплатные образование закреплено в Конституции РФ.

Александр Криворучко, адвокат:

— Я не специалист в системе образования и мои потомки уже не будут обучаться в РФ. Поэтому я могу только косвенно судить о её успехах и недостатках и мое мнение основано только на контактах с «вьюношами и девицами» в соцсетях. Но вот вспоминается мне резюме в стихотворении Владимира Михейшина «В бордели резко снизился доход»: 

Вы старика послушайте совет:
Когда бордель не выполняет плана,
В том не виновен комплексный обед,
И не при чем расцветка у дивана,
Что толку в том, что новая кровать…
Да будьте вы хоть чуточку мудрее.
Вам, дамы, надо не кровать менять

А тех, кто плохо трудиться за нею.

Я не про работников школы, а про верхушку айсберга!

Наталья Мачулина, владелица художественной галереи «Вернисаж»:

— Точно освободила бы от писанины и вернула черчение с начертательной геометрией, если, конечно, это ещё не сделали. А то молодые люди не мыслят пространственно. И физкультуру убрала из обязательных предметов, хотя бы в старших классах. А то она порождает только дискомфорт и комплексы. Оставить просто секции по желанию.

Денис Кришкевич, учредитель ООО «Омская областная газовая компания»:

— Образовательная услуга заключалась в подаче информации, где и что нужно искать в учебниках, и проверки изученного дома учеником материала уже в школе. По такой формуле выходит, что родители должны в домашних условиях объяснить заданный материал самостоятельно, а учитель только проверить и поставить оценку. В результате, мои дети сменили три школы, чтобы найти нормальный уровень школьного образования. В итоге — это частная школа, куда ребёнок хочет идти и получать знания! А я могу хотя бы спросить за оплаченную услугу. Очень жаль, что ушел огромный пласт настоящих учителей от бога, которые учили не ради оценок и формальной выдачи заданий.

Ирина Горелова, поэтесса и преподаватель ОмГТУ:

— Я сама не школьный учитель, но меня в нашей системе школьного образования не устраивает ситуация, когда учитель отвечает за все. За поставленные двойки, за травмы, за конфликты с родителями. Я вижу, как это ограничивает педагогов, очень рада, что школы вывели из терминологии «оказываем услуги». Может быть, ряду родителей, которые считают, что им все должны, это поставит мозги на место. К сожалению, данная категория родителей и, соответственно, воспитанные ими дети не понимают, что бесплатное образование это возможности и счастливый билет, а не тяжкая повинность и проблемы.

Так что я бы ещё больше защитила учителей. Чтобы за маты или за включенную видеозапись можно было выгонять с уроков. Чтобы не было больше таких фраз «да куда она денется, тройку поставит». Чтобы учителя были обеспечены материально, а не бегали по подработкам.

В крупных городах ситуация выправляется и это не может не радовать. Хотелось бы, чтобы тенденции продолжились. И с отчётностью — это реально ад. Причем большая часть собираемой министерствами информации, скорей всего, нигде не используется и даже не анализируется.

Марина Плохотнюк, адвокат:

— Я не знаю, какова действующая система образования, поэтому советовать не берусь.

Алексей Сокин, депутат омского Горсовета, директор Центра городских компетенций:

— Да, этот вопрос актуален, он «выстрадан», теперь у учителей меньше времени будет уходить на отчетные документы и больше на педагогический труд! Я бы усилил в системе образования профориентационную работу!

Евгений Краморов, индивидуальный предприниматель:

— В первую очередь — избыточный формализм, который присутствует на каждой стадии образовательного процесса.

Отказ от ЕГЭ в пользу возврата к советской системе проверок знаний, как дающую более объективную оценку знаний учащихся.

Также считаю необходимым заменить уроки технологии на традиционные уроки труда, дававшие ученикам практические навыки, необходимые им в повседневной жизни.

Абсурд, но сегодня школьник, отпосещав три года уроки технологии, не умеет правильно (!) пользоваться отверткой, ключом или пассатижами, а девочки на уроках не узнают даже основ домоводства.

Даже в наш век всеобъемлющей цифровизации данные навыки детям необходимо прививать и развивать. Ведь в дальнейшей, взрослой жизни им это пригодится гораздо больше, чем знание, к примеру, закона Гей-Люссака или дифференциалов.
Кроме того, такие уроки были еще и профориентированы. Многие школьники после занятий в УПК определяли какую профессию они для себя точно НЕ ВЫБЕРУТ.

Конечно, труды необходимо адаптировать к нашему времени. Но, к примеру, робототехника дает прекрасные умения владения ручным инструментом, простейшими приборами, принципам механики и т. д.

Меня возмущает другое. Ведь это же не сами учителя себе придумали «бумажную» нагрузку. Нет, это условно 10-15 лет назад такие же солидные дяди, а может быть и эти же, очень убедительно доказывали необходимость введения такого «бумагооборота» для учителей, врачей, участковых и так далее. Отчеты, сводки, справки и т. п. первичному звену не нужны, а вышестоящие чиновники просто не знают, как практически применять ежедневно поступающие к ним тонны бумаг и сотни террабайт сведений. Но эти тонны и террабайты создают видимость нужности только самих чиновников, без какого-либо значимого эффекта.

И вряд ли кто-то из «говорящих голов» оценит объем материальных и временных затрат, которые понесло государство, вводя бумагооборот, который, как теперь оказалось, абсолютно не нужен и неэффективен.

Александр Федяев, директор ПМК «КрафтЛайт»:

— Поддерживаю. Считаю, стоит добавить новых технологий: интерактивные технологии, приложения для смартфонов.

Алексей Клепиков, координатор первичного отделения ЛДПР:

— Термин «услуга» присутствует и сфере здравоохранения. Тоже нужно убирать. Бумажную волокиту могут заменить на ведение кого-нибудь блога в интернете. Найдут чем занять учителя. Система образования «запущена» вся.

В первую очередь нужно поднять престиж учителя.
Провести реформу, уйти от европейской модели.
Привести к единому стандарту учебные пособия.
Вернуть ношение школьной формы.
Ограничить ношение смартфонов и других отвлекающих от учебы предметов.
Разработать кодекс коммуникации: учитель-ученик-родители.
Внедрять когнитивные методы раскрытия талантов.

Провести реновацию всех старых школ, которые кроме уныния ничего не несут. Просторные холлы, современные классы с интерактивным оборудованием, все это должно планомерно заменить отжившие здания.

Юрий Борисовский, директор ООО «Омская областная газовая компания»:

— Могу высказать обывательское мнение, не более.

Я бы добавил в систему ЕГЭ собеседование. Сейчас исключено абсолютно общение. Смысл понятен: не допустить какой-либо предвзятости со стороны педагогов. Но ведь отсутствие навыков коммуникации — это тоже минус выпускника… В общем, подход к ЕГЭ нужен комбинированный.

И второе тоже достаточно важное — нужно вернуть авторитет педагогам. Зачастую вижу к ним какое-то потребительское, что ли, отношение… И со стороны родителей, и со стороны учеников … Не могу представить такого в свои времена, когда учился …

Процесс обучения подразумевает вложение души в учеников. Купить или оплатить это невозможно.

У меня два сына закончили обычную школу. Оба медалисты. Ни одному я не нанимал репетиторов, ни одного раза. То есть, знания в школе дают!

Опять же, это мое частное мнение.
Есть много разных учителей, разных учеников. Но вектор движения в этом вопросе мне кажется нужно корректировать.

Сергей Кондаков, общественный деятель, политолог:

— Полагаю, что система образование в школе, в определенной части устарела. Да, действующая система образования дает ученику обширную теоретическую базу, но часто игнорирует практику! Именно по этому многие ученики с трудом привыкают к вузу, а студенты и выпускники часто не могут применить полученные знания на практики. Учитель это прежде всего наставник, друг, а не авторитет, начальник. Учащегося необходимо ориентировать на те предметы которые ему интересны и которые помогут ему при выборе будущей профессии. В приоритете должно быть творческое мышление и индивидуализм. Законодательно закрепить ответственность за буллинг. Как ко стороны преподавателей так и со стороны учащегося.

К сожалению, некоторые учителя, порой, считают себя богами и переходят черту дозволенного. Беда в том, что у нас есть еще директора школ, которые живут в своём мире и плевать им на жизнь учеников, конфликты в учительской среде, проблемы родителей и т. д. Тирания в школе — это очень давняя, заскорузлая проблема, а школе. Это комбайн, срезающий все колоски, торчащие выше других. Только эти колоски — это люди. Мы до сих пор ощущаем это в последствиях. Сиди ровно, своё мнение оставь при себе, инициатива наказуема, мнение директора — закон! Система выстраивалась так, что отбивала любой индивидуализм в развитии личности, где учитель всегда прав. Превращая человека в послушный винтик. Поэтому сложно было в таких условиях развиться гармоничной личностью.

Татьяна Попова, журналист «Вечернего Омска»:

— Мне пока трудно судить о системе образования в целом, потому что мои дети учатся в начальной школе и на данный момент меня все устраивает — и объем знаний, и способы преподнесения информации, и то, что дети, помимо школьных занятий, ходят на различные экскурсии.

Думаю, в дальнейшем для меня самым главным было бы, чтобы школа развивала личность, а не делала винтик в системе — чтобы, например, на уроках литературы ребенка учили анализировать текст самостоятельно и делать собственные выводы, принимали его точку зрения, а не заставляли всех повторять мнение учителя или критика. И чтобы на других предметах они тоже учились самостоятельно мыслить, а не соответствовать шаблонам. Не знаю, как сейчас с этим обстоит, мы до средней ступени обучения еще не дошли. Но вот это считаю важным. Но то, что учителей освободили от лишних бумажек, считаю очень правильным ходом! В медицине бы еще так.

Зара Демидова, омская актриса, в прошлом исполнительный директор «Центра современной драматургии»:

— Ну, я бы точно оставила работу школьников в школе и не перекладывала ее на родителей. А вообще, я сейчас не очень склонна доверять нашему образованию. Не знаю даже с чего конкретно стоит начать.

Ну, и конечно нужны меры поддержки учителей. Это одна из самых важных профессий, а зарплата одна из самых низких. Учитель должен постоянно сам себя развивать, чтобы передавать знания, а откуда у него деньги на развитие, отдых, досуг? Работать учителем и пытаться выжить — это неправильно.

Степан Кошкарев, помощник депутата Государственной думы Олега Смолина:

— Начинать обычно нужно с малого, но наша система образования в таком состоянии, что малым не отделаешься. Для кардинальных перемен, одним изменением только системы образования не отделаешься. Мы должны проводить новую индустриализацию, создавать огромное количество новых рабочих мест требующих высокую квалификацию. При таких условиях — образование станет выгодным вложением для государства, и, поверьте, многие вопросы решатся сами собой.

Если же говорить менее глобально, то сегодня главный вопрос образования — финансирование и низкий статус педагогических работников. Мизерная зарплата учителя приводит к снижению качества образования детей, к дефициту педагогических кадров и к большему неравенству людей, поскольку получить более качественную подготовку возможно, но только за деньги (репетиторы, курсы и т. д.). А вот обучение в обычной школе становится всё менее качественным, поскольку учителя вынуждены работать за себя и того парня, что не оставляет им времени на нормальную подготовку к урокам, приводит к психологическому и эмоциональному истощению и не оставляет им сил для настоящей воспитательной работы. Воспитание не может быть формальным.

Низкая заработная плата — гарантия профессиональной отрицательной селекции и ухода сильных учителей из отрасли или миграции их в регионы с более хорошими условиями. Одним предложением: нищий учитель — беда государства.

Убрать идеологию «услуг» из образования не так просто. Более того, само понятия в законе — лишь первый шаг по возрождению статуса учителя. Второй шаг должен показать обществу ценность учительской профессии в виде заработной платы — эквивалента ценности труда.

Максим Макаленко, координатор Омского отделения ЛДПР:

— Я бы изменил оклад учителей. Сегодня он порядка 9000 рублей в Омске, а у воспитателя меньше 8000 рублей. Также необходимо сделать питание для всех учеников бесплатным, сегодня детей из малообеспеченных семей кормят за 10 рублей в день. В то же время 186 млн. рублей каждый год в Омской области тратится на дополнительные пенсии чиновников.

Олеся Дорогова, предприниматель, директор конкурсов «Хрустальная корона Сибири»:

— Я бы вернула советскую систему образования, где учитель не оказывал услугу, а выполнял свою высокую миссию, заслуживающую глубокого уважения со стороны детей и их родителей. Где экзамен — это билет и ответы на вопросы в нем, а не тесты, результат которых для меня лично очень сомнителен, как показатель уровня знаний. И в целом считаю, что советская система образования более основательная, сейчас больше поверхностных познаний.

Согласна, что нужно избавить педагогов от лишней писанины, пусть лучше больше времени уделяют обучению детей и их моральному воспитанию. Ну и, конечно же, нужно не только реформировать систему образования, но и систему оплаты труда педагогов! Они достойны хороших заработных плат, ведь они обучают наших детей, воспитывают будущее нашей страны.

Александр Минжуренко, депутат Госдумы первого созыва, историк:

— Отделил бы школу от церкви. В нашей многоконфессиональной стране нельзя отдавать приоритет ни одному из вероучений.

Оградил бы школу от политизации преподаваемых предметов и от введения специальных «воспитательных» дисциплин. Это непременно выродится в начетничество, формализм, фальшь и показуху. И эти предметы станут для учеников самыми неинтересными. К примеру, самыми нелюбимыми дисциплинами у студентов везде были «история КПСС» и «научный коммунизм».

Татьяна Шнейдер, общественница, зампредседателя Омского регионального отделения партии «Яблоко»:

— Образование является одной из самых массовых и ценных услуг в нашей стране. На мой взгляд, существует ряд проблем и задач, которые требуют решений. Необходима серьезная система поддержки семей. Такие, как возможность оставить ребенка в школе полного дня после уроков, возможность отправить ребенка в детские центры, лагеря, образовательные кружки на базе школьных учреждений и т. д. Уважение к ребенку, уважение к педагогу, уважение к родителям, воплощенные через политику в сфере образования. У учителя должна быть возможность самому постоянно учиться. Повышение квалификации учителей, развитие их компетенций требует серьезных вложений. Для этого следует существенно укрепить региональные институты развития образования и повышения квалификации преподавателей.

Очень важной и животрепещущей темой в современной системе образования являются так называемые «школьные поборы». Дело в том, что государственные образовательные стандарты устанавливаются на федеральном уровне, а вот обязанность по реализации и гарантии исполнения ложатся уже на регионы. В условиях дефицита бюджета, региональные власти при финансировании образовательного сектора, вынуждены исходить из системы остаточного принципа, при этом ориентируясь на установленные федеральные рамки, обеспечивая заработную плату учителей, наличие бесплатных учебников и т. д. ​ Местный норматив финансирования в каждом регионе будет свой. При этом педагоги школ выполняют одинаковую государственную задачу и несут одинаковую ответственность за достижение установленных государством результатов. Но финансовые условия у них разные. Это несправедливо. Именно поэтому школа вынуждена обращаться за помощью к родителям, порождая проблему так называемых «школьных поборов».

Также, на мой взгляд, стоит пересмотреть подход к образованию. А именно, развивать не только способность ученика преодолевать барьеры в виде оценочных тестов, контрольных работ, экзаменов и т. д., но и развивать критическое мышление.

Наталья Буланова, старший вожатый, педагог дополнительного образования:

— Я бы добавила интересные обучающие курсы по разным направлениям, чтобы быть на одной волне с детьми. Хотелось бы, чтобы все учителя научились работать с техникой, классными программами.

Неплохо ввести психологические тренинги для улучшения климата в коллективе и помощь психолога учителям — чтобы учитель был в ресурсе и не выгорал.

Алексей Ложкин, депутат Омского горсовета:

— На эту тему можно мечтать и рассуждать бесконечно.

Детей, которые всю сознательную жизнь пользуются гаджетами, сложно учить как в прошлом веке. Когда преподаватель был носителем уникального знания, а лекция самым эффективным способом поделиться этим знанием. Они по-другому взаимодействуют с информацией, все могут «загуглить».

Поэтому изменить нужно и содержание учебных предметов, и методы обучения. Современные технологии должны прийти в школу, нужно внедрять в образовательный процесс обучающие игры и цифровые симуляторы. Чтобы ученик перестал быть пассивным слушателем, чтобы самостоятельно анализировал, делал выводы, а учитель направлял.

Технологии дают возможность присутствовать на уроках лучших преподавателей, знаменитых людей.

Нужно внедрять смешанное обучение, когда изучаешь материал, где и как удобно, на образовательных платформах, в музеях, планетариях, лабораториях, а в класс приходишь на семинары для обмена мнениями, командной работы.

Или междисциплинарный подход, когда одна тема изучается одновременно с точки зрения нескольких учебных предметов. На стыке литературы, истории и искусства, или в математики, экономики и финансовой грамотности.

В общем, много интересного может быть в образовании. Но в данный момент нужны новые современные школы, чтобы решить вопросы пятидневки, второй и третьей смены. Оснастить их современным оборудованием, скоростным интернетом. Не одну в каждой области показательно-современную, а все привести к такому уровню. Поднять престиж профессии учителя. Чтобы в педагогические вузы шли лучшие выпускники.

Ольга Лямина, педагог-психолог:

— Образование наше зашло в тупик. За последние десятилетия оно претерпело большие изменения в сторону деградации. И это факт! Как бы печально это не звучало…

Школьные программы, начиная начальной школой и заканчивая старшими классами, оставляют желать лучшего. Знания часто отрывисты, нет четкой логичной линии. Дети в школе перегружены так сильно, что не могут себе позволить заниматься в дополнительных кружках, т. к. вынуждены все свободное от школы время делать уроки. При этом особыми знаниями они не обладают, если провести срез. За 6 лет работы в школе я, к своему удивлению, не встретила ни одного ученика, кому нравилось бы учиться. Но это все, как ни странно, вторично…

А первично вот что. Необходимо менять саму систему образования, сам принцип преподавания: с авторитарного подхода на гуманно-личностный. Вся классическая педагогика строится исключительно на этих, так называемых гуманных принципах! Там первично ВОСПИТАНИЕ! И оно тесно переплетено с обучением и развитием детей.

Великий педагог-легенда Ш. А. Амонашвили синтезировал педагогов-классиков и на их основе создал «Гуманную педагогику». В конце прошлого века (XX) проводились серьёзные эксперименты в этой области. Были получены потрясающие результаты в педагогических лабораториях, которые превзошли все ожидания даже самих исследователей во главе с Амонашвили. Этот удивительный «опыт» получил название «грузинский эксперимент».

Гуманная педагогика в отличие от авторитарной (традиционной) зиждется на двух понятиях: духовность и любовь.
Все уроки пронизаны духовно-нравственными основами. Дети, учась, получают Воспитание (с большой буквы). Но и программы должны быть основаны на развитие «думания» детей (как в Гумманной педагогике). Наши дети в настоящее время не умеют формировать в себе причинно-следственные связи, т. к. наша система образования, к сожалению, это не развивает.

И, честно говоря, при смене системы образования необходима подготовка кадров, а в некоторых случаях, и полная их замена, т. к. «личность можно воспитать только личностью, любовь воспитывается только любовью, добро только добром»(Ш.А.Амонашвили).

Владимир Казанин, депутат Заксобрания, лидер фракции «Коммунисты России»:

— Я только что вернулся из Донбасса. Поэтому, если кратко — переписать учебники истории и вырастить нормальных патриотов. Не коверкать, не издеваться над своей историей. А то у нас одной рукой государство занимается патриотизмом, а другой рукой финансирует и возводит такую гадость, как «Ельцин-центр». Дело даже не в Ельцине и не в его деградации, а дело в том, ЧТО в этом музее преподается. А там в музее преподается, что вся история России — это г… извините за выражение, а вот Ельцин — это «венец творения» с этой всей деградацией.

Конечно, самое главное — учебники истории. И вернуть литературные сочинения, по настоящему, а то дети перестают мыслить образами. Они как роботы становятся, а это очень плохо. Даже при обслуживании высокоточной, мобильной и технологичной военной техники нужна фантазия, нужно мыслить нестандартно. А когда человек пишет в задании «да» на ответы ЕГЭ, вместо сочинения, то он не может мыслить нестандартно. Поэтому, прежде всего, вернул бы сочинения и нужно полностью переписать учебники истории. Должен быть единый, патриотичный учебник истории, всё остальное — убрать. Пусть они (школьники — прим. редакции) читают гадости в интернете или где-то еще. Вот когда у нас разные учебники истории, и половина из них написана, прости Господи, московской этой интеллигенцией, которая сейчас письма пишет против страны и которая является коллективным «Ванечкой Ургантом» — вот это всё надо заканчивать. Иначе мы не победим и разрушим страну.

Анастасия Терпугова, зам министра региональной политики и массовых коммуникаций Омской области, мать двоих детей:

— Эту тему будем подробно обсуждать 2 сентября с заместителем председателя Госдумы А. Ю. Кузнецовой. Предлагаю присоединиться и обсудим. Как мама я не могу не видеть несовершенство системы. Как чиновник не могу публично критиковать недостатки. В этом году сын окончил школу и я ещё раз поймала себя на мысли, что как и в любой отрасли, очень важен человеческий фактор.

Лариса Михайлова, режиссер, преподаватель Омского областного колледжа культуры и искусства:

— Очень правильные изменения! Потому что эти «новшества» в своё время ОЧЕНЬ принизили (это мягко говоря) престиж учителя. Вернуть факультативы по выбору, ввести предмет «этикет», МХК, и конечно, патриотическое воспитание. Упростить или пересмотреть педагогическую аттестацию педагогам, отработавшим на одном месте более 20 лет; преподавателям специальных дисциплин в колледжах, институтах и т. п. (хореографы, режиссеры и т. д.), постановочные работы (показы, участие в концертной деятельности, постановки спектаклей) зачитывать как методическую работу. Чтоб была (как раньше) единая база учебных планов и методических пособий с высшей профилирующий школы.

Иван Беланов, директор Центра продажи авто АВТОБАН:

— Если по минимуму, то конечно отменил бы ЕГЭ. Со временем стало понятно, что в старших классах школьники не изучают глубоко предметы, а готовятся к тестам и ЕГЭ. Мотивация по дополнительным предметам вообще стремится к нулю. Этого не должно быть, дети должны учиться и учиться учиться, а не готовится к тестам.

Если по максимуму, то, конечно, менять все систему образования, на более современную, благо что выбор есть сейчас с высочайшими результатами школ Финляндии, Южной Кореи, Японии, Германии, цель которых не воспитание человека труда, а человека будущего, с элементами интерактива, геймификации, гаджетизацией, изучением не предметов, а тем, с учителем-наставником-другом и без оценок. Воспитывать чувство цели, самостоятельность, критичность мышления и мобильность свежесть ума, готовому всегда к новому.

Елена Богданова, генеральный директор ООО «Юридическая компания «Ф-Групп» и Председатель Исполкома Омского отделения Ассоциации юристов России:

— Да, действительно, термина «образовательная услуга» сейчас не будет и, на мой взгляд, это очень хорошо. Все-таки школа — это больше, чем услуга. А миссия учителей — точно не в оказании услуг, хотя встречаются в реалиях разные варианты работы педагогов, иногда и в виде исключительно образовательных услуг. Формулировку «оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования» заменили на «финансовое обеспечение реализации образовательных программ» и «финансовое обеспечение выполнения государственного или муниципального задания». Приветствую и сокращение бюрократической нагрузки на учителей. Действительно, цель работы учителя — давать знания, а не заполнять кипу бумаг.

Обращаясь к вашему вопросу о том, что бы я изменила в системе образования, скажу, что однозначного ответа у меня нет, в том числе, относительно отмены или сохранения ЕГЭ. Вижу в ЕГЭ как плюсы, так и минусы. Но точно не хотела бы возврата к системе при СССР, когда была сдача экзаменов в школе, а потом повторно при поступлении. Это двойной стресс для выпускника. Хотелось бы, чтобы школа помогала в формировании гармонически развитой личности ребенка, в саморазвитии подрастающего поколения, а не наоборот.

Сергей Чистяков, кандидат в ЗС:

— Полагаю необходимо снизить нагрузку на учителей и повысить зарплату, так как наблюдается кадровый кризис в российских школах.

Валентина Гречко-Мирошниченко, обозреватель отдела писем БУОО «Редакция газеты Сибиряк»:

— То, что спикер Государственной думы Володин сообщил, это еще не значит, что оно будет работать на местах и в регионах. Уже несколько лет об этом кричат учителя, бумажная волокита, одна из причин кадрового голода в образовании. Потому и уходят в репетиторство, которое для современного образования стало нормой жизни. Как мама двоих детей могу сказать, что образование у нас совсем не бесплатное. Услугами платного педагога приходится пользоваться уже на этапе начальной школы. Знания в школе даются только поверхностные, школьника нужно мотивировать. Я например, не могу детей научить английскому, потому что сама изучала немецкий, да и того количества часов которое выделяется по школьной программе на изучение иностранного недостаточно, поэтому дорога нынешних школьников лежит только к репетиторам. Еще одна проблема современного образования, это материально техническая база, в некоторых школах Калачинского района не хватает даже спортивного инвентаря, компьютеров, и т. д. Интернет по федеральным программам провели в классы, но как его оплачивать, вопрос не решен. И здесь все ложится на родительские кошельки, ​ также как и ремонт образовательных учреждений, организация питьевого режима и многое другое. Система образования требует серьезной встряски, и учитывать нужно в этом случае, интересы не спикеров Госдумы, министров, председателей комитетов, а обычных учителей и детей.

Отвечая на вопрос, что бы я изменила, я скажу — приоритеты. В современном образовании в приоритете должен быть ребенок, его здоровая психика и качественные знания. А не статистика, показатели работы и мероприятия для галочки.

Наталья Сухотерина, педагог по вокалу Омского музучилища имени Шебалина:

— Образовательная услуга» — термин при введении был расшифрован педагогам: «Теперь мы сфера предоставления услуг, как юристы, врачи, парикмахеры, массажисты и т. д. Соответственно оплата за предоставленные услуги будет идти в зависимости от качества её предоставления…» Что-то похожее на это. На деле ничего не изменилось… не успело… как работали, так и работаем, как получали, так и получаем. Видимо решили упразднить термин, что бы поднять престиж профессии педагога? На мой взгляд стоит в первую очередь рассмотреть вопрос оплаты труда, причём в сторону серьёзного повышения!

В связи с последним: повысится уровень жизни, здоровья, благосостояния преподавателя, а отсюда и престиж и интерес к профессии «воспитания личности» вырастет молниеносно. Что касается непосредственно достаточно точечной специфики моей профессии: я, за пересмотр учебных планов в сторону сокращения либо вымарывания часов второстепенных предметов за счёт введения, либо увеличения часов на профильные.

Особое внимание «Условия труда» — здесь не расшифровываю, очень обширная тема. В высшем звене сохранила бы Болонскую систему, как альтернативную на усмотрение Вузов (есть свои преимущества).

Павел Елгин, юрист:

— По моему мнению:

1. Увеличить зарплату учителей, как минимум, до уровня вознаграждения силовиков. Деньги — главная мотивация к работе, кто бы чего не говорил про призвание.

2. Присмотреться к различным системам/методикам обучения знаменитых частных школ. Все уже давно придумано, нужно только выбрать лучшее и внедрить.

3. Обязательное обучение английскому языку с первого класса на уровне русского. Для того, чтобы за пределами страны не общаться с собеседником-иностранцем жестами, как в игре «Крокодил».

4. Запретить участие в организации выборов. Педагог должен заниматься образованием детей, а не как сотрудник почты помимо писем принимать коммунальные платежи, продавать лотерейки, консервы с макаронами и т. п.

Игорь Коновалов, омский историк, краевед, заместитель председателя Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:

— Я начал бы с названия. Для меня правильнее говорить о просвещении. Образование учит создавать образы. Просвещение дает свет истины.

Еще, как человек консервативный я убежден, что все нужное уже давно изобретено. Поэтому я бы во многом вернулся к царской системе просвещения.

Строгие мундиры гимназистов и реалистов дисциплинировали, подтягивали, приучали к служению, ответственности. Выделиться внешним видом было невозможно. Выделялись только умом, усердием. Это же относится и к учителям.

Помню, как даже в советское время, когда учитель заходил со звонком в класс, ученики дружно приветствовали его вставанием за партами и по школе разносился дружный хлопок от крышек парт.

А куда сейчас делись калиграфия, чистописание. А какие были сложные задачи по арифметике, с множеством действий.
Куда делся предмет логика. Почему сейчас труд называют технология. Ведь если руки не оттуда растут и их с детства не поставить на место, то никакая технология не поможет. А у девочек было домоводство. Вообще мальчиков и девочек нужно учить по разному. Я бы не возражал против раздельного обучения.

Хотя бы потому, что мальчиков можно пороть, а девочек нельзя. Ничего плохого не вижу в школьной порке. Только этим должен заниматься не учитель, а специальный человек. Хотя здесь должно быть много оговорок — как, за что, сколько и т. д.

А еще в царской школе после каждого класса были переводные экзамены, а в конце выпускные. Сдавались обязательно все предметы, потому что просвещение не может быть однобоким.

Программы по предметам должны быть взаимоувязаны друг с другом, чтобы ученики сразу при обучении понимали практическую пользу всех наук.

Считаю, что обязательно должно быть повторение материала, только оно создает долгосрочную память. Учитель должен на уроке задавать вопросы из курса разных классов.

И главное — должно быть живое общение ученика с учителем. Учитель должен не просто преподавать предмет, но и учить жизни.

Виталий Поддубиков, депутат Совета Калачинского городского поселения Омской области:

— В общем образовании отменить ЕГЭ. Он уже доказал свою несостоятельность, и к этому пора прийти, несмотря на небольшие плюсы его. Однозначно убрать лишнюю нагрузку с учителей в виде различных отчетов, дав им больше возможности концентрировать внимание на детях, подходе к каждому ученику, а не на документации, эта лишняя отчётность ничего не даёт.
Исключить любую очерёдность при оформлении детей в школы. Классы должны исходить из потребности количества детей, а не из наличия учителей на какую-либо дату в одном учреждении, и нагнетании обстановки, что людям приходится в других районах искать школы, что сказывается негативно на семьях. В целом, ориентацию больше сделать на детях, их личном развитии, обеспечении школ всем необходимым. Ведь иногда в школах нет даже спортивных залов, как в Калачинских школах, нет спортивной площадки, а подходы к школе и вовсе не обеспечены.
В высшем образовании — вернуть выборы ректора коллективу, т. к. при назначении ректора профильным министерством зачастую нивелируется такой важный показатель, как обстановка внутри коллектива, да и в целом лишения голоса коллектива приводит к напряжённой обстановке внутри организации, когда руководитель перестаёт учитывать мнение тех, на ком держится основная работа.
Проверку вузов осуществлять не по картинкам с сайта, отчётам, которые зачастую скрывают реальное следственное положение. Особенно относительно МТБ, которая не соответствует требованиям. И абитуриенты и их родители при посещении вузов видят совсем другую картину, отличающуюся от сайта: не ремонтирующиеся годами аудитории, старую мебель. Студентов учат по большей части теории, образование находится в отрыве от технологий, которые используются на производстве.
Освободить преподавателей вузов, так же как и учителей, от лишних отчетов. В частности, по трудоустройству, мониторинг которого осуществляется профильными министерствами.
Перестать требовать такой показатель, как количество статей. Научных статей, глубоко проработанных, не может быть много. Требование этого показателя приводит к снижению качества статей. Кроме того, написание научных статей требует большого количества временных затрат. В связи с большой учебной нагрузкой, сокращением штата преподавателей, это требует большой работы в нерабочее время, что также не несёт положительного.

Тимофей Назаров, директор ОМЦ «Химик»:

— Вопрос ваш непростой и не имеет короткого ответа. Но с чего необходимо начать действовать, на мой взгляд, совершенно понятно. Необходимо срочно и кратно, в разы увеличить заработные платы педагогов. Можно поспорить, дискредитирует ли профессию педагога фраза «образовательная услуга», но вот зарплата учителя в 18-20 тысяч рублей совершенно точно опускает статус этой профессии ниже плинтуса.

Ирина Попп, многодетная мама, экс-телеведущая:

-Я считаю, надо прежде всего заняться грамотным наполнением учебной программы (большинство позиций безнадёжно устарело) и, конечно, кадровой политикой на всех уровнях.