Директор «Центра экспертиз» Дмитрий Потопальский убежден, что выдавая «такие» лицензии, должностные лица минздрава Омской области сознательно шли на злоупотребление своими полномочиями. Однако ответственности для них за это так и не наступило!  

С подачи омского Минздрава в СМИ (и в БК55) появились публикации о том, как врачи ГКБ № 11 помогли пациентке восстановиться после тяжелого инсульта:

Считаю необходимым ответить на эту публикацию.

Возможно, Минздрав области счел таким образом необходимым ответить на мой анализ судебного решения, который был опубликован на сайте БК55 ранее:

И — убедить общественность в том, что в Омской области успешно реабилитируют пациентов не только на втором этапе медицинской реабилитации (то есть в стационарах), но и на первом (в реанимациях).

На мой взгляд, получилось наоборот — облминздрав только подставил ГКБ № 11!

Самим мед.работникам ГКБ № 11 — большое спасибо за то, что провели пациентке (о которой рассказано в публикации) специализированное лечение. Конечно, оно значительно улучшило состояние ее здоровья. Это отличный результат для клиники — когда пациента привозят на носилках, а после лечения он уходит сам, на своих ногах!

Теперь — к информации омского Минздрава.

ГКБ № 11 имеет лицензию на мед.реабилитацию в стационарных условиях, а также — стационарное отделение мед.реабилитации пациентов с нарушением функции центральной нервной системы, которое не соответствует Порядку организации медицинской реабилитации (приложение № 2, № 6, № 7 к Порядку организации медицинской реабилитации взрослых, утвержденному приказом Минздрава России от 31.07.2020 года № 788н).

Почему не соответствует?

Поясню. В отделении нет ни одного врача физической и реабилитационной медицины, не сформированы мультидисциплинарные реабилитационные команды (МДРК), которых должно быть как минимум три.

В отделении реанимации, то есть на первом этапе мед.реабилитации с пациенткой должна была работать МДРК, сформированная на базе отделения ранней медицинской реабилитации, которое отсутствует в структуре ГКБ № 11. (Для справки: в настоящее время Минздрав России подготовил дополнения в приказ № 788н, в которых только предлагается разрешить проводить медицинскую реабилитацию на первом этапе МДРК, сформированной из числа работников стационарных отделений медицинской реабилитации).

Описанная в статье реабилитация первого этапа, которая проводилась в реанимации для пациентки, фактически таковой не являлась. На деле это рутинная работа отделения реанимации.

Как следовало провести реабилитацию?

В случае с этой пациенткой на первом этапе реабилитации должна была работать МДРК под руководством врача по мед.реабилитации, которая должна была:

— дать оценку реабилитационного статуса пациентки и его динамики;

— установить реабилитационный диагноз;

— оценить реабилитационный потенциал;

— сформировать и реализовать индивидуальный план медицинской реабилитации (ИПМР).

Мероприятия по мед.реабилитации на первом этапе должны были осуществляться ежедневно, продолжительностью не менее 1 часа, но не более 3 часов.

При переводе пациентки из отделения реанимации (то есть с первого этапа реабилитации) для продолжения лечения в стационарное отделение мед.реабилитации (то есть на второй этап реабилитации) в переводном эпикризе должны быть указаны:

— реабилитационный диагноз,

— реабилитационный потенциал,

— перечень проведенных диагностических и реабилитационных мероприятий, их эффективность,

— показатель ШРМ,

— рекомендации о необходимости продолжения оказания медицинской помощи по медицинской реабилитации с указанием условий ее оказания и целей.

Почти уверен, что этого не сделано, потому что первый этап реабилитации проводить некому.

Со вторым этапом реабилитации стало значительно лучше, но нужно еще учиться и оснащаться…

Третьего этапа медицинской реабилитации в Омской области просто не существует!

Боюсь, что пациентка, выписанная из ГКБ № 11, уже не сможет продолжить так необходимую ей реабилитацию, которую могли бы организовать в амбулаторных условиях в ее поликлинике…

Может быть, Минздраву Омской области хватит уже заниматься отписками, а просто начать делать свою работу — в том числе организуя все этапы реабилитации в больницах?

Все это — во взаимодействии со своим главным специалистом по медицинской реабилитации Сергеем Кожевниковым, а также кафедрой мед.реабилитации ОГМУ и другими специалистами, в том числе Минздрава России. Создайте условия для работы мед.работникам, оснастите и обучите их! Это не сложно, это обычная организационная работа министерства.

Еще я заметил подробные комментарии под публикацией «В Омске нет структур с лицензиями по реабилитации онкобольных, но 750 млн потрачены…».

Вот часть публикации, где я якобы неправ:

«В конце 2015 года отделение реабилитации онкодиспансера было ликвидировано решением главного врача по согласованию с минздравом Омской области.

В тот период минздрав активно и публично лоббировал интересы одной частной клиники, как совместный проект ГЧП, представляя общественности преимущества в проведении онкореабилитации за городом в арендованном санатории, где якобы возможно было комплексно применять природные лечебные факторы и немедикаментозную терапию. 

Только тогда они не сказали (или не понимали) главного, что медицинская реабилитация 2 этапа является составной частью специализированной помощи в круглосуточном стационаре, а не частью санаторно-курортного лечения».

В комментариях под публикацией «пациентка» (на самом деле мы не знаем, кто их писал) уверяет, будто я неправ — с онкореабилитацией в Омской области все в порядке.

Уважаемая «пациентка»,  все бы ничего, если бы отделение реабилитации частной клиники («Евромеда» — БК55) действительно осуществляло реабилитацию онкопациентов как на этапах проведения специализированного лечения, так и после него.

Но из-за неспособности проводить весь требуемый объем реабилитации в частную клинику стали направлять пациентов только после проведения специализированного лечения и только в состоянии устойчивой ремиссии — то есть состоянии, при котором все симптомы болезни исчезают, а опухоли не растут.

То есть вместо стационарной реабилитации — проводить санаторно-курортное лечение, которое оплачивалось при этом из ОМС как высокотарифная стационарная реабилитация!

Большинству же пациентам в онкодиспансере просто перестали назначать реабилитацию, направляя их после лечения в поликлиники по месту прикрепления.  

А с лицензиями у ООО «Санаторий «Евромед» и ООО «МЦСМ «Евромед», особенно в период работы министром здравоохранения Андрея Стороженко, всегда все было в полном порядке. Таким «полным» лицензиям могли бы позавидовать даже федеральные центры.

Одна лишь проблема — к реальному выполнению лицензионных требований это не имело никакого отношения!

Считаю, что, выдавая «такие» лицензии, должностные лица минздрава Омской области сознательно шли на злоупотребление своими полномочиями. Однако ответственности для них за это так и не наступило!

Названным же частным клиникам лицензии были нужны только для того, чтобы иметь основания для получения объемов мед.помощи, оплачиваемых из средств ОМС. И у них тогда все получилось.

Дмитрий Потопальский