Она хотела бы, чтобы их приобрел местный музей, но частные коллекционеры могут оказаться быстрее.

В Омске собственник выставила на продажу две картины уникального художника Павла Радзиевского, который ушел из жизни в 2019 году. Художник создавал свои картины, не имея пальцев на руках. Вот как описывал этот процесс журналист и поэт Георгий Бородянский:

«Минимум средств, никаких приспособлений — только резинка на запястье, куда Паша вставлял кисть или карандаш. Понаблюдав за ним, я понял, что пальцы наши — атавизмы, без коих можно запросто обойтись».

В последние годы у Радзиевского было много заказов от состоятельных омичей — портреты, пейзажи на заданную тему.

Но две работы, подаренные им (одна — в 1990-е годы, вторая — в 2003-м) своему другу и его жене написаны, как он сам говорил, для души.

— Первую картину Паша подарил нам на торжество. А вторую — когда мы пришли к нему в гости. Павел ее только что написал и моему мужу она очень понравилась. Мы, конечно, не собирались ее забирать — это ценность, произведение искусства, но Паша настоял. Помню, что муж тогда был очень счастлив, — рассказала омичка.

 

Картина «Игры разума», написанная в 1990-е, по ее словам, уникальна еще и тем, что она двойная:

— На лицевой стороне «холста» (в качестве которого Паша использовал подручный материал вроде оргалита) картина «Игры разума» маслом.

Он объяснял, что посвящена она экологической катастрофе с Аральским морем и показывает связь человека с мирозданием. То, что влияние человека на окружающий мир может быть воссоздающим или пагубным, и зависит это от него самого.

На обратной стороне — портрет Фридриха Ницше с подписью Павла. Так получилось, что сначала он набросал портрет Ницше, а затем, размышляя за чашкой кофе (которую нечаянно поставил на портрет), решил писать новую картину на обратной стороне холста.

Про вторую подаренную работу — «Свои миры» — Павел Радзиевский, по словам женщины, говорил: «Каждый увидит в этой картине свои миры». Сюжет, признавался художник, навеян фильмами по романам братьев Стругацких, поклонником которых он был.

— Рассматривать ее надо внимательно и вдохновенно, — говорит владелица. По признанию женщины, особенно не хочет расставаться с этим полотном. Но решила, что продаст ту работу, которую приобретут первой. Вторую же оставит себе на память о Павле.

Учитывая то, что картины Павла Радзиевского как предметы настоящего искусства, постоянно растут в цене, это мудрое решение.