Если даже сейчас изменить культурную политику и прекратить уничтожать собственную память, то как вернуть то, что уже потеряно.
Недавно попала на глаза статья в Омской правде, посвящённая поэту Роберту Рождественскому под заголовком «Ласковый город, спасибо тебе». А за что спасибо?
За то, что в Омске уничтожили всю память о жизни здесь известного поэта?
Правда, когда Рождественский писал эти строки, дом, где он жил, ещё сохранялся. В статье приводятся его первые стихи военных лет, написанные в Омске. То есть здесь он родился как поэт. А где-то место, где были написаны эти строки?.. На Алтае, откуда Роберта увезли младенцем, есть его музей, хотя он там ничего не написал. А в Омске дом, где он написал свои первые стихи, снесён бесследно.
И даже никакого напоминания о нём не осталось.
А ради чего снесён?
Рядом с ним хотели построить грандиозный коммерческий объект. Который в реальности воплотился в заросший даже не бурьяном, а уже лесом котлован с торчащими из земли стойками каркаса. После этого застройщика ловили с собаками по Европам, а когда поймали, поняли, что с него уже ничего не возьмёшь. Причём дом Рождественского даже не попадал в пятно застройки. Его снесли так, на всякий случай, чтобы угодить коммерсанту.
А что, Министерство культуры не знало об этом? Да нет, прекрасно знали. Более того, Союз писателей просил передать им этот дом. В Минкульте мне тогда сказали, что всё сохранить нельзя, тем более, что здесь реализуется масштабный коммерческий проект. В результате всё сломали и ничего не создали.
А сейчас проводим дежурные мероприятия в память о Рождественском, а предъявить доказательства нашей причастности к его имени не можем.
Но при разговоре о Рождественском я стал вспоминать длинный список выдающихся омичей, память о которых уничтожена. Затрудняюсь расставить их по значимости, у каждого свои заслуги. Поэтому перечислю в произвольном порядке.
Раз уж начали про литераторов, то вспоминается, например, писатель Феоктист Березовский. Сейчас он не модный. А в своё время он был видным деятелем Союза писателей СССР. В Омске на улице его имени, в доме № 22, в котором много лет жила семья Березовских, был его музей. Сейчас на этом месте парковка Триумфа. Музей давно снесён, экспонаты по большей части выброшены.
Кто-то скажет, что Березовский не писал об Омске. Зато у нас был Леонид Мартынов, оставивший интересные воспоминания об Омске. Его дом пока не снесён, но он утратил свой исторический вид, и там ничто не напоминает о Мартынове, кроме скромной доски.
И, наконец, самый известный омский литератор Ф. М. Достоевский. В этом году опять запланированы памятные мероприятия в его честь. А можем ли мы показать хоть одно мемориальное место, связанное с Достоевским, где была бы воссоздана обстановка того времени?
Мне могут возразить — подумаешь, литераторы.
Ладно, вспомним государственных деятелей. Когда-то в Омске был музей Куйбышева. Потом его забросили, подожгли и снесли. (Коммунисты, ау!) Сейчас скажут, что он был советский политик, по нынешним временам тоже не модный. Но времена меняются, а Россия остаётся. Когда-то она была царской, потом советской, сейчас не пойми какая, а завтра будет ещё другой, но всегда это остаётся Российским государством. Никто не оспорит того факта, что Куйбышев был видным государственным деятелем.
Почему же память о нём стёрли в Омске.
Если не всем нравятся советские деятели, то были у нас общенациональные герои, которые объединяли в себе историческую Россию с советской. Например, генерал Карбышев. Почему же в Омске снесли последний дом усадьбы, на которой он родился? Я понимаю, что хотелось сделать пристройку к городской администрации, но неужели нельзя было сделать по-другому?
Кому не нравятся персоналии, давайте перейдём, как говорили в советское время, к движению масс. Например, Куломзинское восстание — пожалуй самый яркий эпизод Гражданской войны в Омске, когда куломзинские рабочие ценой своей жизни спасли честь большевистского подполья. Почему же здание, где находился штаб восстания, растащили на дрова, а теперь мечтают избавиться от его остатков. (Коммунисты, ау!)
Ладно, Гражданская война — тема больная. Она по сути продолжается. Но с Великой Отечественной должно быть всё понятно. Вот, например, моего деда призывал Сталинский райвоенкомат, на котором я сам установил очень скромную мемориальную доску. Когда я пошёл туда 22 июня, я удивился, почему же я там один. Оказывается, другие пошли возлагать цветы на пустырь на болоте, это то, чем был Парк Победы в годы войны.
Из военкоматов призывников вели на сборный пункт, который находился в ДК «Металлист». Сейчас он снесён, и там нет никакого упоминания о военном времени. А ведь это было место, где родные могли последний раз проститься. Со сборного пункта призывников везли на «Городскую ветку», откуда уходили фронтовые эшелоны, где родные могли только смотреть вслед. В сквере 30 лет ВЛКСМ висит крохотная табличка, что в годы войны здесь была «Городская ветка». А что здесь происходило, догадайтесь сами…
Примеров можно приводить много, из разных эпох и сфер жизни.
Но к чему весь разговор. Если город теряет память и перестаёт генерировать культуру, то он превращается в населенный пункт, в котором есть жители, но нет граждан. Этакий вахтовый лагерь на миллион постояльцев, которых здесь ничего не держит, которые готовы, не раздумывая, сбежать туда, где платят больше.
В Европе живут тоже не только богатые, но они не бегут на заработки. Они видят, что в этом доме жил Моцарт, в этом — Шиллер, а там — Байрон, и так далее. Они ощущают свою причастность к этой культуре.
Если даже сейчас изменить культурную политику и прекратить уничтожать собственную память, то как вернуть то, что уже потеряно.
Игорь Коновалов