Олег Дерипаска, компании которого являются активными участниками возведения объектов к Олимпийским играм в Сочи, дал обширное интервью «Прайму», где подверг критике и ГК «Олимпстрой», и ВЭБ, и государство в целом. В частности, он отметил, что в отличие от обычного коммерческого объекта, когда инвестор несет чистые коммерческие риски и понимает, как он может на них влиять, в проектах с участием государства все иначе: от инвесторов, по сути, мало, что зависит.
Так, «Базовый элемент» построил порт «Сочи» для перевалки грузов для стройки объектов. Однако, вместо того, чтобы пустить грузы по самому короткому транспортному плечу через море, «Олимпстрой» принял решение использовать железную и автомобильную дороги. К тому же по условиям соглашения порт не имел права даже не то что изменить ход поставки строительных материалов, но и осуществлять перевалку других, неолимпийских грузов. Это сделало его убыточным, хотя он был построен по заказу и в соответствии с требованиями заказчика.
К тому же порт строился не на деньги «Базэла», а с помощью кредита ВЭБа, который тот теперь требует к возврату, однако возвращать нечего – деньги «похоронены», доходов нет. По словам Дерипаски, многократные обращения к банку остались без ответа. Учитывая ответственность ГК «Олимпстрой» и серьезное изменение условий функционирования, сейчас этот вопрос решается в суде.
По мнению Олега Владимировича, необходимо создать условия, чтобы коммерческие организации, участвующие в проекте не столько ради получения прибыли, а скорее как социальные инвесторы, тем не менее, смогли вернуть вложенные средства. Такой масштабный проект, как Олимпиада, должен стать примером для развития частно-государственного партнерства (ЧГП) и мощным стимулом для дальнейшего его развития. Пока же выходит все наоборот: инвесторы терпят убытки, доверие к ЧГП падает.
Дерипаска приглашает государство восстановить доверие инвесторов и исправить ситуацию. Мол, начиная проект, понимали, что в нем есть большая социальная составляющая, но вложенные инвестиции должны обеспечить хотя бы минимальную отдачу. Ряд механизмов обсуждался еще на этапе вхождения, однако пока так и не вступил в силу.
По словам главы «Базового элемента», ВЭБ уже открыто признает, что все объекты Олимпиады убыточны. По объективным причинам ряд условий изменился. «Олимпстрой» должен найти в себе силы признать ошибки в первоначальных расчетах. Часть работ стала объективно дороже, потребовались непредусмотренные в первоначальных сметах затраты, связанные со сложностью строительства в регионе, новых вводных, к тому же рынок труда в Сочи значительно подорожал.
Такая ситуация не только влияет на стоимость, но и делает нерациональным все последующее использование объектов в постолимпийское время. Государство, как и бизнес, должно уметь быть гибкими и реагировать на изменяющиеся внешние условия, - добавил бизнесмен. По сути, таким образом, Олег Дерипаска прозрачно намекнул государству забрать все олимпийские объекты себе, а ему вернуть потраченное на них.
Игорь Федоров