Для того, чтобы приехавшим из столицы сотрудникам Генеральной прокуратуры РФ было «что и с чем сопоставить», а также сделать выводы «почему пожары в Омской области случаются на регулярной основе», приведем один пример.
Показательный, так сказать.
Трагедия разыгралась 17 и 18 ноября прошлого года в поселке Новоуральский Таврического района Омской области. Сначала утром 17-го числа на пульт дежурной части поступил звонок от местного жителя Юрия Носкова о том, что принадлежащий ему автомобиль «Жигули», припаркованный возле дома, загорелся.
Возможно (и даже наверняка), с разыгравшейся огненной стихией на первоначальном моменте ее обнаружения справился бы хозяин машины. Самостоятельно.
Юрий Петрович Носков, собственник и домохозяин, несмотря на свои неполные 70 лет (день рождения у него планировался на следующее утро) был полон сил, энергии и позитива. Обслуживал себя он полностью сам, передвигался по селу и до райцентра-города на собственном автомобиле с ручным управлением, но вот справиться с пожаром у него не было физических, прежде всего, возможностей.
Так как у человека не было ног, он был инвалидом I-ой группы.
Поэтому вместо самостоятельных действий последовал звонок на пульт «01». Прибывшая спустя 2 (две-!) минуты на место ЧП бригада Пристанского пожарного расчета локализовала и ликвидировала очаг возгорания.
В пределах последующих сорока минут.
В тушении принимали участие три единицы техники (УРАЛ + две автоцистерны) и семь человек пожарного расчета. К моменту приезда огнеборцев стихия охватила уже не только авто, но и рядом стоящий гараж. Родственники Ю. П. Носкова утверждают, что на тот момент пострадала от высокой температуры и стена жилого строения, находящаяся на расстоянии около метра от выгоревшего деревянного «бокса».
На это указывают и фотоснимки, датируемые от «17.11.2021 г.». Вот они.
Не прошло и суток после первого возгорания, как по тому же адресу случился второй пожар.
Теперь уже с трагическим финалом.
На этот раз сообщение о возгорании поступило на пульт «112» в 5-40 утра 18-го ноября.
Через каких-то две минуты пожарные опять были на месте ЧП. Однако, с последствиями огненной стихии на этот раз им пришлось изрядно «повозиться».
Как следует из «донесения о пожаре» № 160, локализация была достигнута через 2 часа 15 минут, а полностью пожар был ликвидирован спустя… 9 с лишним часов!
Рабочие сутки… Хотя, по отчету, всего лишь «горела кровля квартиры № 2 на площади 48 кв. м.» В ходе тушения пожара был обнаружен труп мужчины. Это был инвалид Юрий Носков, у него в этот день должен быть Юбилей — 70 лет.
К нему на круглую праздничную дату со всех мест ехали с поздравлениями родственники, дети-внуки…
Сотрудники караула № 71 ПСЧ 14 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС по Омской области по всем вопросам в их сторону обложились официальными бумагами.
Вот — первое «донесение о пожаре» № 159 от 17.11.2021 г., где все прописано «от» и «до», вот — второе № 160 от 18.11.2021 г., с тем же набором стандартных пунктов и формулировок.
Дескать, какие к нам вопросы?
Не оказалось таковых и у следственных органов.
Да, труп человека в наличии имеется, подследственность инцидента Таврическому межрайонному следственному отделу СУ СК России по Омской области, вроде бы, налицо, но ничего криминального в смерти гр. Ю. П. Носкова, 18.11.1951 г. р., следователем Рассказовым Г.Г. обнаружено не было.
По версии следствия, причиной смерти гражданина Носкова Ю.П. «явилось острое комбинированное отравление окисью углерода и этанолом», «признаков, указывающих на криминальный характер смерти не обнаружено».
Кроме того, сотрудник Таврического МРСО СУ СК не установил данных о том, что пострадавший «был доведен до самоубийства путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства, а также, что в этом случае имел место суицид».
Соответственно, есть все основания полагать, что «отсутствует событие преступления, предусмотренного статьями 105,107, 108, 109, 110, ч.4 ст. 111 УК РФ».
Дело закрыто!
Видимо, не одному мне пришла в голову мысль о возможной взаимосвязи событий 17-го ноября 2021 года с ликвидацией последствий пожара и событий 18-го ноября, когда произошла трагедия.
Об этом вовсю «трендят» соседи, печалятся родственники, «гудит» местное сарафанное радио.
Однако, о том, чтобы сложить «один к одному» и проверить взаимосвязь событий в Постановлении «об отказе в возбуждении уголовного дела» от 20.12.2021 г. в исполнении мастера лаконичного делового жанра следователя Г. Г. Рассказова, ничего такого нет.
Ни слова.
Как будто и не было событий днем ранее, как будто и не пригорала стена жилого дома, как будто и не было никакой вероятности иного развития событий, иной причинно-следственной связи.
Между тем, все элементарно: недотушили, недосмотрели — вот тебе и опять пожар!
И это, на мой взгляд, самая рабочая версия в этом криминальном эпизоде. Можно, конечно, предположить, что гражданина Носкова дважды подожгли некие недоброжелатели — почему бы и нет?! Но и в этом случае речь должна идти о преступлении, которое нужно (хотя бы) расследовать.
Даже предположу самое невероятное и зловещее — инвалид… сам себя дважды поджигал.
«Устал жить» или, наоборот, решил на старости лет «жить хорошо», застраховал ликвидное имущество на солидную сумму и за два присеста организовал себе «страховой случай». Во второй раз — неудачно… Понятно, что это гадкое по своей человеческой сути и неуважительное применительно к погибшему предположение, но ведь даже и его следствие не проверяет.
Как версию.
И возможную вину в действиях, приведших к смерти человека, со стороны пожарного расчета следователь тоже игнорирует.
Хотя примеров тому в Омске и Омской области предостаточно. Можно взять вот этот публично озвученный случай — см. Доколе будем гореть, омичи?!
Весьма показательно.
Если кратко, то именно ошибки при тушении крупного пожара в Омске со стороны сотрудников МЧС привели к повторному возгоранию и утрате крова и имущества на миллионы рублей.
Это уже факт, который подтвержден и узаконен Фемидой.
В Таврическом районе события развиваются, если образно сказать, «криволинейно».
Накануне того, как следователь местного Следкома Г. Г. Рассказов вынес свое Постановление «об отказе в возбуждении уголовного дела» от 20.12.2021 г., в адрес Таврического прокурора С. П. Бряндина поступает обращение от заместителя начальника отдела Управления надзорной деятельности и профилактической работы Территориального отдела НДиПР по Одесскому и Таврическому районам В. П. Тютина.
В нем «старший лейтенант внутренней службы» просит прокурора
«в целях обеспечения полноты проверки сообщения о преступлении, связанных с пожаром, прошу Вас отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 17.12.2021 года по факту пожара, произошедшего 17.11.2021 года в 9 часов 39 минут в автомобиле ВАЗ-2107»…
«Для приобщения».
То есть, вместо того, чтобы объединить два инцидента, случившиеся в разное время, но по одному адресу, заинтересованное ведомство, возможно, умышленно разводит их. Искусственно.
При этом в переписке с надзорным органом создается два бумагооборота, которые движутся по параллельным курсам, как бы, не соприкасаясь друг с другом. Следствие в лице «лейтенанта юстиции Г. Г. Рассказова», похоже, подыгрывает сотрудникам МЧС. Вместо общей картины и причины-следствия перед нами оказываются события, документы, выводы экспертов.
В обрывках.
Житейская логика подсказывает единственно возможный и логичный ход развития событий в поселке Новоуральский в ноябре прошлого года.
Даже если не брать в расчет причины возникновения пожара в автомобиле Ю. П. Носкова (прогревание, замыкание, поджог), то пожар в его комнате на следующее утро, скорее всего, мог возникнуть только по причине остаточного тления опилок или утеплителя под кровлей жилого дома. А искры или открытый огонь в чердачное помещение могли попасть накануне от открытого горения близстоящего гаража.
А как иначе?!
Могли пожарники, когда тушили огонь 17-го ноября, просмотреть остаточные очаги тления под кровлей дома?
Могли!
Потому как крыша ни по факту, ни по отчетности не вскрывалась, а, значит, чердачный отсек, где мог быть будущий источник возгорания, сотрудниками Госпожарслужбы не осматривался и водой не проливался.
Не смотря на то, что данное развитие событий не исключается, проверочные действия в этом направлении ни профильным ведомством МЧС, ни Таврическим Следкомом не ведутся. Более того, после пожара 17-го числа фотоотчет об этом событии делается, … не выходя из автомобиля. Об этом свидетельствуют фото издалека.
Из салона.
А теперь давайте «подобьем» информацию (копаться в деталях и словопрениях чиновников в погонах, делать за них работу я не хочу).
На мой взгляд, как ни крути, нужно возбуждать уголовное дело на… сотрудников МЧС.
Как минимум!
Даже если повторная экспертиза не установит виновность пожарников при тушении пожара накануне смерти гражданина Носкова Ю.П., то и здесь есть в чем упрекнуть «огнеборцев» и «спасателей»: деревянный гаражный бокс в непосредственной близости от жилого строения — это грубое нарушение противопожарной безопасности.
Норм и правил.
Предупреждали ли сотрудники МЧС об этом гражданина Носкова и его домочадцев?
Выносили ли по этому нарушению предписания, выписывали ли штрафные санкции, обращались ли в суд?
Сомневаюсь.
Да, конечно, сейчас можно сказать, что сам виноват инвалид Носков и в пожаре, и в своей погибели — не внял нормативам ППБ, нарушил требования противопожарного разрыва, но это никоим образом не снимает вину с… органов и специалистов МЧС!
И с других ответственных и полномочных представителей органов власти…
P.S.
Между тем, еще за две недели до массовых майских пожаров на территории Омского региона был нашим чиновникам и силовикам тревожный звоночек. Пропустили мимо ушей. И УПК-УК РФ — тоже.
Из-за пожара на Черлакском полигоне ТКО 16–17 апреля этого года выгорело… 95 гектаров добротного леса и детский лагерь отдыха.
Происходит подобная катавасия в Черлаке… ежегодно!
— Мы уже несколько лет назад обращались по поводу этой свалки в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования, ведь мусор с нее разлетался по всему лесу. Собственник не предпринимал никаких элементарных мер противопожарной безопасности. Каждый год лесхоз регулярно опахивал свалку, несмотря на то что она расположена не на землях лесфонда, но при таком ветре никакая минполоса не способна помочь, — поясняет начальник отдела «Черлакское лесничество» Марина Седаш (цитата по «В Черлаке огонь от свалки перекинулся на лес и детский лагерь»)
А ниже… «реакция» Прокуратуры!!!
Без комментария…
P.P.S.
По возможности, прошу данную информацию довести до сведения должностных лиц, «прибывших в Омск с двухнедельной проверкой из Генпрокуратуры РФ».
Если таковые граждане действительно к нам прибыли, действительно в их полномочиях «проверка», и они действительно хотят установить первопричины многолетнего омского бардака.
(продолжение следует…)
Александр Грасс,
специально для авторского блога на www.ОМСК-ПРАВО.РФ
Источник: СМИ «ИА АЛЕКСАНДРА ГРАССА»