Но «группа риска» все равно остается.

Российские ученые выяснили, что Т-клетки примерно 90% привитых и переболевших ковидом россиян одинаково эффективно справляются с частицами коронавируса, относящимися к двум главным подвидам штамма «омикрон» — BA.1 и BA.2. Об этом сообщает пресс-служба НИУ ВШЭ.

«Биоинформатический анализ показал, что штамму «омикрон» не удалось скрыться ни от одного варианта комплекса гистосовместимости, за исключением молекулы HLA-DRB1*03:01. Скрылся наиболее важный белок вируса. Причем уклоняются от распознавания оба варианта омикрона — и BA.1, и BA.2, так называемый стелс-омикрон», — сказано в сообщении.

Появление штамма «омикрон» усилило опасения ученых, что в ближайшее время могут появиться новые разновидности коронавируса, стойкие к действию вакцин и антител. Группа ученых под руководством декана факультета биологии и биотехнологии НИУ ВШЭ Александра Тоневицкого заинтересовались, как новые вариации SARS-CoV-2 будут взаимодействовать с еще одним ключевым компонентом иммунитета — так называемым главным комплексом гистосовместимости.

Так ученые называют особый набор генов в шестой хромосоме человека. Эти гены кодируют набор белков, играющих ключевую роль в приобретении иммунитета к SARS-CoV-2 и другим вирусам. Они отвечают за транспортировку фрагментов белков этих патогенов на поверхность клетки и их последующую передачу в Т-клетки, что помогает им распознавать зараженные тельца и впоследствии уничтожать их.

Как объясняют Тоневицкий и его коллеги, геном каждого человека содержит несколько десятков вариаций генов из семейства HLA, чья комбинация определяет то, насколько он уязвим к разного рода инфекциям. Российские ученые впервые детально изучили, как различия в устройстве всех распространенных подтипов этих генов влияли на характер взаимодействий иммунитета с двумя главными вариациями штамма омикрон.

Выяснилось, что иммунные клетки одинаково эффективно распознают омикрон BA.1 и BA.2 в подавляющем большинстве случаев. При этом ученые обнаружили сразу несколько вариаций главного комплекса гистосовместимости, чьи белки начали хуже распознавать и соединяться с белками оболочки двух главных вариаций штамма «омикрон» по сравнению с прошлыми разновидностями SARS-CoV-2.

Сильнее всего эти перемены затронули носителей варианта HLA-DRB1*03:01. Их Т-клетки потеряли способность прочно связываться с S-белком омикрона BA.1 и BA.2, что биологи подтвердили в ходе опытов на культурах этих иммунных телец.

По этой причине ученые предполагают, что люди с этой формой главного комплекса гистосовместимости будут тяжелее переносить инфекцию. И это необходимо учитывать при их диагностике и лечении COVID-19.