Руководство компании-монополиста так и не ответило на вопрос: «Почему они просили у государства миллиарды на то, что уже было заложено в тариф и оплачено из кармана омичей?»

Всю прошлую неделю были НМУ (неблагоприятные метеоусловия) и угольные ТЭЦ Омска то и дело изрыгали из труб тонны черного дыма из смеси не прогоревшего мазута с углем, которые попадали в атмосферу города, так сказать, мимо фильтров. В прошлом я делал большую статью о том, почему по требованиям технологии на омских угольных ТЭЦ при розжиге отключают фильтры.

А уж то, как часто они разжигают, мы видим и ощущаем. Но тут я наткнулся на интересную заметку «Города55» о том, что в данных ТГК-11 есть некоторые расхождения.

И сейчас я попробую разобраться в цифрах и выскажу свое мнение по этому поводу.

Прежде всего, мы должны понимать, что ТГК-11 является частной организацией. И при этом она является в Омске монополистом в сфере генерации электроэнергии, ей принадлежит подавляющий объем услуг, оказываемых на рынке отопления. Потому деятельность ТГК-11 регламентируется Региональной Энергетической Комиссией.

Точнее, регламентируется не деятельность вообще, а тариф, но от тарифа — и вся деятельность. В целом, если упрощать, то тариф состоит из текущих затрат (закупка сырья, ФОТ, обслуживание оборудования, налоги и т. д.) и планируемых затрат, так называемой «инвестпрограммы». И тут очень важно понимать что инвестпрограмма точно так же согласовывается с РЭК на несколько лет вперед, и там все расписано по пунктам. Например, хотят на ТЭЦ поменять или фильтр. Приходят в РЭК в установленный срок и говорят: «Вот мой старый фильтр, он либо устарел по сроку годности, либо не соответствует новым нормам, в общем, надо менять. Стоит это столько-то, времени займет столько-то. Вот график ожидаемых платежей, расходы на фильтр лягут в тариф и увеличат его на сколько-то процентов».

Далее РЭК должен все проверить и выдать или одобрение, или замечания. И вот тут важно: если вдруг руководство предприятия решило на свои деньги провести какую реконструкцию, не согласовав с РЭК, то затраты просто не войдут в тариф. Ну то есть: не обосновал — в тариф нельзя. А значит, снизится прибыль.

И вот, возвращаясь к материалу «Город 55». Мы написали запрос в ТГК-11, чтобы уточнить нестыковки. Если опустить грусть о том, что на большинство прямых вопросов ответа так и не получили, то хотя бы часть ответов — это уже хорошо.

Про планы по снижению на 20% валовых выбросов — сохраняются. В абсолютных цифрах это 18.000 тонн, и эти цифры мы видим с самого начала реализации программы ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ. То есть на ТГК-11 подтвердили свои планы, это уже большая позитивная новость.

«Перечень мероприятий, направленных на снижение выбросов от октября 2021 года, предусматривал капитальные вложения в размере 4 млрд. рублей, он учитывал, как уже выполненные мероприятия, так и мероприятия, которые планируется выполнить до 2024 года»

И вот тут я начинаю вспоминать и диву даюсь. С самого начала реализации нацпроэкта ТГК-11 просил у государства 6 миллиардов рублей на мероприятия по программе чистый воздух. Ну, то есть не 4 млрд, а 6 млрд, и не своих, а государственных в, напомню, частную компанию.

Идем дальше.

«В текущей редакции Комплексного плана предусматриваются мероприятия с 2022 по 2024 года общей стоимостью в размере 2,7 млрд. руб. Комплексный план находится на рассмотрении в проектном офисе «Чистый воздух», после согласования и утверждения, возможно отдельно предоставить сведения о сроках и наличию финансирования из федерального бюджета».

Вот тут нужно давать пояснения. По моей информации, государственных денег им не дадут, хотя они до сих пор хотят, а разница между 4 и 2,7 ярда — это уже затраченные средства.

«В настоящий момент в планах в период с 2018 по 2024 год провести модернизацию 9 электрофильтров, сейчас завершена модернизация 4 электрофильтров, в период с 2022 по 2024 будет выполнена модернизация ещё 5 электрофильтров. Все работы выполняются за счёт собственных источников организации».

А тут становится понятно, куда потрачены деньги. В частности — на уже стоящие 4 фильтра.

Ну, а теперь про то, на что мне не ответили. Не ответили на просьбу дать график производства работ которые уже произошли. По моей информации, и, думаю, что можно это проверить в РЭК, два фильтра из 4эх были установлены в 2018 году, еще один — в 2019 году. Сами майские указы Путина, как следует из названия, вышли в мае 2018 года. Стало быть, работы по реконструкции на миллиарды рублей, которые требуют отдельного проектирования и достаточно длительного согласования с Ростехнадзором, проведенные в 2018 году (как и в 2019), готовились до майских указов президента. И, стало быть, они были согласованны с РЭК и внесённые в тариф уже в 2018-19 годах. Все это не криминально, если помнить, что снижение выбросов на 20% считается по отношению к валовому количеству выбросов в 2017 году.

Но у меня возникает один очень резонный вопрос:

«Вы на что у государства деньги просили? На то, что уже заложили в тариф? Или на то, что еще вложите в тариф?»

Всю прошлую неделю в Омске регистрировали НМУ, а из труб угольных ТЭЦ валил черный дым, такой же, как валил, когда в Омск приезжала Абрамченко. И чему мы удивляемся, если нам пытаются продать чистый воздух дважды, причем, так и не доделав то, что позволит этот чистый воздух обеспечить.