8 марта 101 год празднику Международный женский день. Три десятка из них за тем, как меняется женщина и, вообще, общество внимательно следит городской музей «Искусство Омска».

БК55 показался любопытным взгляд на мир творцов, чьи произведения дотошно собирают в своих запасниках «музейщики». Ради нас и, собственно, женского дня коллекцию «Искусства Омска» активно «прошерстила» зам директора учреждения Анастасия Гараева. 

— В ваших запасниках хранятся произведения омских художников и фотографов за последние 30 лет. Если проанализировать вам, как молодой женщине, какими видятся женщины 30-летней давности и как они изменились к нынешнему моменту?

— Здесь я бы скорректировала: самые ранние портретные работы из нашей коллекции относятся к 1950-м гг. И говорить будем именно об омском материале. Самое общее различие в искусстве этого периода — два разных дискурса: портрет советский и постсоветский. Советский образ женщины варьируется: никуда не исчезает классический для искусства образ матери (здесь он обрастает актуальными для эпохи коннотациями плодородия, щедрости).

Другой сверхраспространенный образ — женщина труда от рядовых представительниц рабочих профессий до носительниц высших трудовых знаков почета. Меняется стиль подачи образа. Так, оттепельная эпоха, не отменяя вышеперечисленного набора типажей, романтизирует женский образ — он становится более нежным, что особенно чувствуется на контрасте с предыдущим периодом. Постсоветский образ женщины становится более универсальным, менее привязанным к социальным и профессиональным атрибутам.

Для иллюстрации использованы картины Любови Зотиковой, чья выставка прошла в 2014 году в Омском Горсовете 

— Женская тема в творчестве омских художников она присутствовала? Или все же они больше пейзажисты, творцы, отображающие изменения реальности, «певцы» индустриального Омска?

—  Женская тема присутствовала всегда и продолжает присутствовать. Начиная с самых ранних форм искусства, известных человечеству. Вспомним образы палеолитических Венер, с гиперболизированными грудью, животом, и практически редуцированными конечностями. Такое визуальное решение свидетельствует о том, что женщина в архаической культуре — это прежде всего воплощение плодородного начала, а значит жизни и продолжения (что, впрочем, не исключает противоположной трактовки женского начала: мать-сыра земля).

Вспомним о том, что начало начал художественных профессий — это академические штудии, которые обязательно включают работу с обнаженной женской натурой. Женщина возникает не только в жанре портрета, который по популярности, пожалуй, займет третье место после пейзажа и тематической картины. Но и приверженцы других жанров обращаются к женской теме, если не явно, то опосредованно.

В течение ХХ века женщина становится активным участником самых разных социальных и профессиональных групп, что и позволило авторам вписывать ее в тематическую картину, и даже в индустриальный пейзаж.

— Женщина сейчас и женщина прошлого имеют много отличий, на ваш взгляд? Или все представительницы прекрасной половины человечества мечтали о детях, о прекрасном принце (пусть даже и спецовке) и о семейном благополучии?

— Сложный вопрос. Перечисленное, на мой взгляд, скорее лежит в области социальных ожиданий и запросов общества, и это, пожалуй, не особенно изменилось. С точки зрения самих женщин — для кого-то это может (и тогда и сейчас) выступать атрибутом счастья и благополучия, некой устроенности, а значит защищенности. Может быть важным, но не обязательным.

Ведь порождать в женщине эти чувства сегодня могут и достижения в самых разных сферах. Кажется то, о чем действительно мечтает женщина — загадка не только для мужчин, но и для самой женщины. Тем интереснее — ведь все мы, мужчины и женщины, художники и зрители — пытаемся эту загадку разгадать.

В прошлом году мы как раз делали выставку одного из самых известных омских скульпторов Александра Капралова Natura Incognita — о том, что женская натура — неотъемлемая часть изобразительного искусства, и при этом непостижимая тайна.

Работы на женскую тему известного омского скульптора Александра Капралова

— Много ли произведений женской тематики в запасниках музея «Искусство Омска»?

— Если говорить о женских портретах, это заметная часть коллекции, которой вполне хватило бы для создания нескольких полноценных экспозиций. И конечно еще значительнее будет объем работ с более широким взглядом — все, что так или иначе относится к сфере женского. Например, цветочные натюрморты, детская тематика, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д. 

И снова Зотикова

Если говорить об именах авторов, обращающихся к женским образам, это будет внушительный список. Так женский портрет 1950-х — это Петр Мухин, Константин Щекотов, Надежда Бабаева, 1960-е-1970-е — Николай Брюханов, Николай Третьяков, Юрий Овчинников; 1970-е-1980-е — Любовь Зотикова, Юрий Давыдов, Александра Соловьева, Евгения Пастухова. По объему самая репрезентативная часть — 1990-е: Дамир Муратов, Андрей Титов, Валерий Куликов, Олег Николаенко, Николай Горбунов, Николай Холодов, Николай Молодцов, Владимир Владимиров.

Нулевые и далее — Елена Свешникова, Лидия Заремба, Евгений Заремба, Марина Усова, Алефтина Владимирова, Виталий Латышенко. И здесь речь только об авторах, чьи работы посвященные женщинам есть в нашей коллекции, в художественной жизни города их разумеется больше. Если говорить о фотографии, то это Михаил Фрумгарц, Эдуард Савин, Владимир Шевырногов, Борис Чигишев, Владимир Кудринский, Олег Деркунский и другие.

Натурой и вдохновением для многих художников и фотографов становятся их близкие — мать, жена, дочь. Женщины-художницы часто сами становятся музами для коллег (например, из нашего материала потрет Евдокии Смирновой работы Петра Мухина), и не редко пишут автопортреты (к примеру, Зоя Минеева в работе «Я и моя собака»).
В фонде Печатной продукции собраны материалы, посвященные и самому празднику 8 марта — коллекция советских открыток 1960-1990-х годов.

— Если их структурировать, то как бы это получилось? Допустим, музей организует выставку о женщинах из своих запасников как бы вы ее поделили?

Если оглядываться, то можно вспомнить сразу несколько проектов. Например, выставка Любови Зотиковой «Омичка» — здесь образы женщин: учительниц, текстильщиц, пекарей были представлены в окружении цветочных натюрмортов.

Другой аспект женской темы обнаруживаем на выставке Евгении Пастуховой «Щедрость»: ее главные произведения — натюрморты, очень витальные, изобильные, щедрые, здесь свежий улов и лесные богатства — грибы, ягоды, прекрасные сочные натюрморты с арбузами и дынями. Был камерный проект «Я сама», представляющий рукодельные работы молодых мам. Здесь огромный простор как для исследования, так и работы с материалом в формате выставок, как классических, так и культурологических по принципу отбора произведений.

— Женщины-художницы какие они на ваш взгляд? Это особое желание приукрасить мир, который вокруг тебя? Или заполнение собственной персоны новыми эмоциями?

— Я думаю, в той или иной степени присутствует и то, и другое. В то же время, для меня суть женской природы, и это ярко проявляется в женщинах-художницах — созидание, наполнение мира и пространства вокруг красотой, эстетикой. Художественная жизнь Омска второй половины ХХ века богата целая плеядой прекрасных художниц, среди которых Любовь Зотикова, Евдокия Смирнова, Александра Соловьева, Евгения Пастухова, скульптор Надежда Бабаева.

Чуть позже — Римма Камкина, с которой мы имеем счастье работать и дружить по сей день. Сейчас женщин в омском искусстве намного больше, и на мой взгляд, это делает его шире, интереснее, разнообразнее.

— Чтобы вы себе пожелали в день 8 марта?

— Себе и всем желаю мира и любви.

фото БК55 и предоставлены музеем «Искусство Омска»