Местные финансисты говорят, что проблем с наличкой у них нет.
Текущая банковская напряженная ситуация кардинально отличается от прежних кризисов. Ветераны омских баталий за наличность могут сказать, что внешне его будто нет. Только большинство клиентов пока счета закрывает и деньги снимает, однако в отличие от прежних обострений никто им не препятствует.
Минувший февраль начался с неприятностей. Из-за омикрона в Омске тогда выкосило персонал многих учреждений, кредитные — не исключение. Так, в первые дни месяца в центре города закрывались офисы «Россельхобанка», «Газпромбанка», банка «Открытие» и др. Некоторые работали, но в усеченном формате (примеру, в местном офисе «Уральского банка реконструкции и развития» клиентам говорили: «У нас форс-мажор, болеют оба кассира», касса была закрыта, соответственно операции с наличностью были затруднены). Клиенты концентрировались в работающих офисах, создавая там толкучку.
Резкое осложнение внешнеполитической обстановки вкупе с объявлением об антироссийских санкциях в конце месяца логично вызвало нервозность среди вкладчиков…
Раньше банковские кризисы нельзя было не заметить даже визуально. Когда в 1998 году обанкротился «Инкомбанк», чей омский филиал был крупнейшим в стране, после объявления о начале выдачи вкладов в его офис на ул. Куйбышева выстроилась длинная очередь, для порядка привлекали милицию…
В 2014 году падение рубля почти в два раза вызвало лихорадку с обменом валюты, потом возникли проблемы у активно работавшего в Омске банка «Траст». Его офис на проспект Карла Маркса был забит вкладчиками…
Что теперь? Неделя спецоперации на Украине по инерции привела к увеличению операций по снятию наличности. Однако, если не читать новости, то этого не заметно. Даже в «Сбере», где клиентов больше всего, обстановка почти не изменилась (так совпало, что перед этими событиями банк открыл после ремонта свои офисы на проспекте Маркса). В бывшем здании «Траста» давно работает банк «Абсолют», там — тишина.
Управляющий омского филиала одного из подсанкционных банков рассказал о ситуации обозревателю БК55. По его словам, клиенты начали нервничать еще до начала спецоперации, в день признания ДНР и ЛНР:
«25-го нам пошли заявки на выдачу валюты (для снятия крупных сумм нужно предварительно делать заказ, — БК55). Сначала хватало своих запасов. Потом пришлось обращаться в Москву. И пошли броневики. Делаем заявки, нам присылают валюту», — говорит он.
Банк проблем с наличностью не испытывает. Управляющий объезжает офисы и там, по его словам, все спокойно. Он считает, что возникшая паника скоро пройдет. Сам он утверждает, что свои сбережения, в том числе и валюту, держит на счетах в своем банке.
Многие омские клиенты не перекладывают наличность под матрас, а переводят в другие банки. И в этом смысле нынешняя ситуация не обходится без примеров нечестной конкуренции. Корреспондент БК55 был свидетелем, как в одном из небольших банков пенсионерку уговаривали не переводить сбережения к конкурентам с более выгодными условиями:
«Тот банк под санкциями. А наш — нет».
На что бабушка отвечала, что ее никакие санкции не испугают и все-таки сделала то, что хотела.