В Омске состоялось первое заседание Общественного совета, созданного при региональном операторе по обращению с отходами. Основными задачами, стоящими перед советом будут подготовка предложений по повышению эффективности работы регоператора, общественный контроль, привлечение граждан к реализации госполитики в сфере реформирования отрасли ТКО, а также поддержка гражданских инициатив.

Члены Общественного Света отметили, что реформа идет непросто, но результаты есть. О том, что удалось сделать региону за три года, прошедших со старта реформы, рассказал гендиректор компании «Магнит» Карен Егоян.

— Карен Грачьевич, регион на старте реформы был в очень непростом положении: полигонов нет, обработки — ноль, контейнеров не хватает, возчики на грани банкротства, сотни несанкционированных свалок, при этом серьезная господдержка ни регионам, ни созданным регоператорам не предусмотрена. Что в этой ситуации удалось изменить и каким образом?

— Да, в апреле 2019 года Омская область стояла на перепутье: все понимали — проблема назрела, нужно срочно менять подходы к утилизации мусора, но как? На тот момент это было не совсем ясно, находились «эксперты», которые предлагали подготовиться, а потом начинать реформу, но ничего бы это не изменило. Вы верно подметили, целевой поддержки нет, поэтому деньги ниоткуда не появились бы. Для запуска реформы нужно привлекать инвесторов. По сути, регион «ввязался в бой» с мусором и сегодня уже можно сказать, что мы, если не выиграли его, то на пути к победе. Посудите сами, за три года, прошедших со старта реформы, в развитие новой отрасли обращения с отходами региональный оператор инвестировал более 2 млрд рублей. За счет средств инвесторов, привлеченных регоператором, в Омской области построены два современных мусоросортировочных завода, каждый мощностью 200 000 тонн обработки в год.

Сегодня промышленную сортировку на них проходит 70% мусора, образуемого в Омске. До реформы сортировка отходов в Омске не велась. Также за счет средств инвесторов, не закладывая эти расходы в тариф, регоператор установил 20 000 контейнеров. Плюс муниципалитеты построили порядка 5000 новых контейнерных площадок. Благодаря этой работе город попрощался с мешочным сбором мусора. Сегодня в частном секторе не увидишь мусорные мешки на углах, а ведь когда-то это было нормой. Процент износа автопарка, работающего на вывозе мусора, в 2019 году достигал 90%. Мы помогли транспортным компаниям провести обновление и сегодня к вывозу ТКО привлечена современная специализированная техника, соответствующая всем требованиям законодательства. Мы создали более 1000 новых рабочих мест. За этими цифрами люди, семьи с детьми, которые имеют достойный стабильный доход. Коммунальной услугой сегодня охвачено 98% жителей Омской области. До реформы выбросить мусор в контейнеры могли лишь 46% омичей. В сельских районах, во многих деревнях, до реформы мусоровоз вообще никогда не появлялся, мусор свозился в лес или овраг. Достижения очевидны.

— А ситуацию с полигонами, свалками как-то удалось изменить? Ленинский и Кировский полигоны закрыты, куда теперь везут мусор из Омска не всем понятно …

— В этом направлении огромная работа была проделана региональным Министерством природных ресурсов и экологии. Параллельно с регоператором регион работал с Террсхемой, занимался легализацией объектов для захоронения и ликвидацией стихийных свалок. В рамках госпрограммы Омской области «Охрана окружающей среды» уже ликвидированы несанкционированные свалки в Нижнеомском, Нововаршавском, Таврическом и Калачинском районах Омской области. Идут работы по ликвидации свалок на территориях Азовского, Кормиловского, Москаленского, Омского, Седельниковского и Тюкалинского районов. Очищенные от отходов территории используются для хозяйственных нужд. Например, в Нововаршавском районе на месте бывшей свалки в рамках инвестпроекта «Солнечная электростанция» Нововаршавская СЭС установила солнечные батареи. Что касается полигонов, то до начала реформы в Омской области был всего один законный объект по приему ТКО — в Называевске, сегодня их 17. Туда направляются отходы из сельских районов и с мусоросортировочных заводов, кроме того их используют для вывоза несанкционированных свалок, 14 из 17 объектов обслуживаются специализированными организациями.

— Вы про бывшие сельские свалки?

— Все верно, речь идет об объектах, расположенных в южных и северных районах Омской области (Кормиловском, Саргатском, Седельниковском, Колосовском, Знаменском, Тевризском, Усть-Ишимском, Калачинском, Марьяновском, Нововаршавском, Таврическом, Павлоградском, Черлакском, Москаленском районах). По 303-ему Приказу Минприроды РФ в конце 2020 года они получили статус полигонов.

— А их действительно можно назвать полигонами?

— Компании, которые содержат и обслуживают их, выполнили все требования законодательства по обустройству объектов. На них есть ограждения по периметру территории, вагончики для работников, полигоны также оборудованы шлагбаумами на въезде и дезваннами для мусоровозов, которые используются в теплое время года. Чтобы при разгрузке и складировании мусор не разлетался рабочие используют переносные сетчатые ограждения. В Кормиловском, Нововаршавском, Павлоградском, Таврическом, Саргатском, Марьяновском, Москаленском и Черлакском районах полигоны оборудованы видеонаблюдением. Разве можно было об этом подумать год назад? Это были обычные деревенские свалки, на которые свозили весь мусор без разбору, в том числе и отходы животноводства, трупы крупнорогатого скота. Эти свалки чадили десятилетиями, отравляя вокруг все живое.

ПОЖАРОВ НЕТ

— Кстати, о пожарах, помнится, местные жители поначалу были недовольны тем, что мусор из города везут к ним… Люди боялись, что полигоны будут гореть. Как решили этот вопрос?

— В 2021 году не было допущено ни одного серьезного возгорания на объектах. В начале прошлого года попытки поджогов были, но на полигонах усилили охрану, установили видеокамеры, и проблема себя исчерпала. Однако самое важное для профилактики пожаров — это строгое соблюдение регламента по захоронению ТКО. На всех 14 полигонах круглосуточно работают люди, есть сторож, учётчик, который ведет весовой контроль, есть охрана. В две смены на буртовке отходов и расчистке площадок разгрузки работают бульдозеры. Поступающий мусор укладывается слоями по специальной схеме, каждый слой уплотняется бульдозером и просыпается техногрунтом. Ежемесячно с сотрудниками проводится инструктаж, все объекты оснащены противопожарным инвентарём, поэтому возгораний нет.

— Насколько знаю, на подобных объектах должен проводиться мониторинг окружающей среды. С этим как?

— Обязательно. Компании, отвечающие за содержание объектов, ведут контроль за состоянием и загрязнением окружающей среды в рамках утвержденной законодательством Программы. В нее входят пробы атмосферного воздуха, почвы, шумового воздействия и подземных вод. Пробы атмосферного воздуха отбираются каждый квартал, то есть четыре раза в год. Анализ делается по девяти показателям. Два раза в год, в бесснежный период, проводится контроль состояния подземных вод по двадцати шести показателям. Один раз в год на каждом объекте контролируется качество почвенного покрова на содержание экзогенных химических веществ. Превышения концентраций по результатам всех исследований не обнаружено ни на одном из объектов.

— А как люди сейчас реагируют, на то, что, образно говоря, в деревне есть полигон?

— Люди видят, какая работа идет на объектах, видят улучшения, и сегодня местные жители работают на этих полигонах, потому что у них появились новые рабочие места, с достойной зарплатой. Кроме того, надо понимать, что ни один из объектов не был образован с нуля, это все бывшие свалки, они там были десятилетиями, но теперь, после получения статуса межмуниципального полигона их можно заявить в федеральную программу рекультивации. Сельские свалки рекультивировать за федеральные средства невозможно! Эту работу должны проводить муниципалитеты, учитывая скудность местных бюджетов, с большой долей вероятности этого бы не произошло никогда.

ТАРИФ И ЗАСТАРЕЛЫЕ ПРОБЛЕМЫ

— Давайте вернемся к городским свалкам — Кировской и Ленинской. Вот уже несколько лет говорят про их рекультивацию, но то денег нет на проектную документацию, то еще что-то мешает. Но ведь с этими горами мусора тоже нужно что-то делать?!

— Согласен, мусорная реформа должна давать результаты не только в моменте. Мы видим, как появляются новые контейнеры, строятся заводы, приезжают красивые мусоровозы, но это не вся реформа. Она должна решать и застарелые проблемы. Кировская и Ленинская свалка должны быть рекультивированы. На разработку проектной документации, действительно, нужны немалые средства и муниципалитет должен сделать эту работу самостоятельно, так как в федеральную программу «Чистая страна» можно войти только с готовым проектом, который прошел государственную экологическую экспертизу, публичные слушания, сметную экспертизу. Это десятки миллионов рублей, и мы со своей стороны нашли возможность помочь в проведении такой работы. Администрация города, региональный оператор, проектная организация и минприроды Омской области заключили четырехстороннее соглашение, согласно которому компания «Магнит» обеспечивает разработку проектно-сметной документации по рекультивации закрытых свалок в Кировском и Ленинском округах Омска, а также оплачивает все расходы по проектированию и проведению государственной экологической экспертизы. Эта работа будет завершена к концу 2022 года, и мы передадим городу в дар готовый пакет документов.

— Уходящий год ознаменовался введением в Омске раздельного сбора мусора. Насколько это важно, нужно, в конце концов — выгодно омичам и региональном оператору?

— Давайте говорить об этом с позиции выгодной экологии — все отходы, попавшие в желтый контейнер будут досортированы рабочими на заводе и будут переработаны. Из бывшего мусора сделают новые нужные вещи вместо того, чтобы просто закопать его в землю. Мне кажется это уже достаточная мотивация для того, чтобы начать разделять мусор хотя бы на сухой и мокрый. В Омске ежегодно генерируется около 600 тысяч тонн ТКО. Из этого объема на заводскую сортировку отправляется порядка 70%. И все, что сортировщикам удается выбрать на ленте получает вторую жизнь — уходит на переработку, а не свозится на полигоны. Наше вторсырье закупают в том числе и местные переработчики, которые делают из него: ведра, поддоны для рассады, мусорные пакеты, мешки, тротуарную плитку.

Подумайте только, за 2021 на наших мусоросортировочных заводах было отобрано около 200 тонн алюминиевых банок, почти 1000 тонн пластика, 772 тонны пластиковой тары из-под хозяйственных жидкостей, 2 500 тонн ветоши, 155 тон алюминиевых банок, 2 197 тонн макулатуры, 1000 тонн жестяных банок и 2 600 тонн стекла. Если перевести в КАМАЗы, то получится 3 550 машин! Раньше все это просто бы закопали в землю, сотни лет этот мусор, разлагаясь, отравлял бы воздух и почву, но благодаря работе двух мусоросортировочных заводов эти отходы получили вторую жизнь. Благодаря внедрение раздельного сбора отходов постепенно все больше и больше отходов будет отправляться в переработку.

— А почему в Омской области была выбрана дуальная или двухконтейнерная система РСО?

— Потому, что она самая простая, удобная и самое главное, понятная для населения. Один контейнер зеленого цвета, для так называемых «мокрых» отходов, пищевых и влажных, а другой желтого, для «чистых» или сухих. В любой из желтых баков можно выбросить сразу несколько видов ТКО, пригодных к переработке — пластик, стекло, алюминий, картон. За содержимым приезжает отдельный мусоровоз и отходы поступают на мусоросортировочные заводы для финальной сортировки. Мы знаем, что есть регионы, где на площадках установили по три, четыре контейнера разного цвета для разных отходов, но забирает их все равно один мусоровоз, потому что все они требуют досортировки. Тогда зачем загромождать площадки несколькими баками? Достаточно двух разных контейнеров.

— Какими еще достижениями можете гордиться?

— В действительности поводы для гордости появляются каждый день. Омская область по признанию федеральных экспертов в части реформирования отрасли обращения с отходами стабильно находится в зеленой зоне и это заслуга не только регоператора, но и самих омичей, руководства региона и города, и, конечно, наша. Горжусь, когда нас благодарят за чистоту, за качественное оказание коммунальной услуги, горжусь тем, что люди нам доверяют. Они подтверждают это каждый месяц — собираемость платежей в Омской области за обращение с ТКО достигает 90%. Для реформы, которая в изначально вызвала к себе резко негативное отношение населения, это очень хороший показатель.

Снижение тарифа в 2022 году на 17% — еще один повод для гордости. Мы смогли добиться этого за счет уменьшения транспортных расходов на вывоз мусора. Нам удалось привлечь к участию в торгах большое количество перевозчиков, в том числе, мелких, за счет разделения территории на 27 участков. В результате на аукционах наблюдалась очень высокая конкуренция, в ходе которой транспортные затраты были снижены на 400 млн рублей. Разбивка территории на мелкие лоты также позволила вернуться в работу местным транспортным компаниям, которые в силу разных причин, в первые годы реформы ушли с рынка.

Ещё одно достижение, которым мы можем гордиться — это легализация коммерческих отходов. Надо сказать, что до реформы многие предприниматели либо вообще не платили за мусор, они выбрасывали его в контейнеры многоквартирных домов, особенно если магазин или офис находились в здании жилого дома, либо нанимали возчика, который увозил этот мусор в неизвестном направлении. С 2019 года по закону юрлица должны заключать договор с регоператором на вывоз мусора, и работа в этом направлении ведётся продуктивно. Порядка 70% городских предпринимателей, сегодня утилизируют отходы законно. Мы не устаем объяснять почему так важно узаконить процесс сбора и вывоза мусора. Когда убеждения не работают, идём в суд. Но я уверен, в ближайшие год, два мы сможем завершить эту работу.

— Спасибо за интервью!