Восходящую звезду российского кино омского режиссера Ташимова на родине мучают кошмары. Об этом 32-летний деятель кинематографа, чей фильм «Второе солнце» авторитетный Esquire поставил в тройку наиболее заметных картин 2021-го, признался в соцсетях.

«История увядания татарской деревни, рассказанная так, будто у Милорада Павича, Эмира Кустурицы и Дэвида Линча случилась отчаянная пьянка, а зоркий и чуткий Ташимов сидел под столом и записывал лучшие мысли. Здесь есть все: и магический реализм, и горькая ирония, и парадоксальное мышление, и завидная внутренняя свобода», — описал журнал в своем обзоре картину Ташимова.

Но до того, как страшные сны окончательно не измотали нервную систему Рината, БК55 успел с ним пообщаться.

-У вас минувший год был удачным. Фильм получил приз в Выборге, да еще «Эсквайр» вас отметил столь высоко. Но тема, на которую «клюнуло» авторитетное издание, давайте прямо говорить, «жареная». Этника сейчас в моде. Что будете делать, когда этнические воспоминания кончатся?

— Я не совсем понимаю, почему «этника» является «жареной». Это, скорее, некая колониальная позиция. Россия многонациональная страна, которая состоит из разных республик и разных национальностей. И это является неотъемлемой частью России. Мне кажется не такая уж это экзотика. Неотъемлемой частью меня является национальная идентичность, и она не может быть исчерпана. Это то же самое, если бы кончилась во мне жизненная энергия. 

— Очень многие говорят о возрождении российского кино и упадке в театре. Каково Ваше мнение? Готовы ли как известный театр пригласить на роль в фильма просто медийное лицо (не актера), как это сделал один из московских театров?

— По поводу возрождения российского кино: оно старается и развивается как может. В какой оно фазе, это пусть оценивают скорее киноведы или кинокритики, а не те, кто находится внутри процесса. А относительно упадка театра, наоборот, российский театр сейчас находится в довольно хорошем моменте. Если того будет требовать художественное высказывание, то медийное лицо позову. Я так подозреваю, что вы подразумеваете МХАТ Горького, куда позвали Бузову.

Если мне нужен будет персонаж Ольга Бузова, которая будет работать на какое-то художественное высказывание, то я и ее позову. Потому что я уж не знаю, как ее использовали в МХАТ Горького, и знать не хочу. Это их дело, но если мне так надо будет, то мне это надо будет, но не ради медийного лица. Или какого-то скандала. Это глупо. Я не сумасшедший.

— Чем вас привлекает или отталкивает российская творческая действительность? Чтобы вам хотелось изменить?

— Если говорить про творческую действительность, то она очень разная и неоднородная. Поэтому я выбираю и существую в той, в которой мне комфортно, и ничего меня в ней не отталкивает. Я работаю с прекрасными людьми, и я счастлив. Я приехал в Омск в «Пятый театр» со своим курсом школы-студии МХАТ мастерская Рыжакова. Нас 7 режиссеров, и мы сделаем эксперимент, спектакль, где куратором является Екатерина Кулакова. Она нас сюда пригласила. По городу соскучился, но еще пока даже не успел побывать у родственников. Занят исключительно искусством.

-Если снимать фильм об омской действительности, то какой жанр это будет — черная комедия, комедия, триллер, фильм ужасов, фантастика? какой?

— Я и собираюсь снимать свой следующий фильм, где местом действия будет Омск. Не факт, что съемки будут, правда, проходить здесь. Потому что это вопрос финансов и логистики. Но прототипом в этой истории будет Омск. И это светлая добрая история. Омск у меня ассоциируется с моим счастливым детством, и эту энергию я буду закладывать в мою киноисторию. Это точно не фильм ужасов, не триллер. Там, конечно, будет юмор. Что-то комедийное будет, что-то фантастическое. Про любовь, свет, добро.

-Больше всего по чему скучали вне Омска?

— Очень скучаю по родственникам, которые здесь живут. И второе — я больше всего скучаю по реке Иртыш, потому что это моя артерия жизни.

-Творческие планы на ближайшее будущее у Рината Ташимова есть?

-Они очень обширные. Сейчас нам нужно выпустить спектакль в «Пятом театре» 12–13 февраля. Затем я возвращаюсь в Москву играть в премьере Шипенко «Судзуки» в конце февраля. Сразу после этого уезжаю в Екатеринбург на постановку — ставлю «Фауста» в «Ельцин-центре». Параллельно я работаю над киносценарием над новым, чтобы запускать фильм.

Также планирую с одной крупной авиакомпанией коллаборацию — спектакль будет в самолете в полете на длинных многочасовых рейсах. У меня до конца сезона поездки во Владикавказ, Алма-Ата, Сочи и много-много всего.

фото из открытых интернет-источников