На днях в Доме художника завершилась вполне рядовое по нашим меркам мероприятие: там выбирали в 16-й раз «Лучшее художественное произведение года». То ли пандемия влияет, то ли еще какая оказия, но в последнее время мероприятие из итогового, где, по идее, должны быть представлены самые-самые работы, превратилось в заурядную экспозицию.

«Иногда мне кажется, что художники предлагают то, что у них просто осталось невостребованным от других выставок. А ведь по правилам это должна быть лучшая работа, которую автор выбирает сам», — признался нашему ресурсу один из победителей экспозиции. Но в том, что происходит представители изобразительного и декоративно-прикладного искусства города на Иртыше винить себя любимых не хотят.

Виноваты оказывается журналисты. На днях на странице в соцсетях одного из местных творцов профессиональные деятели искусства подвергли непрофессиональному разбору деятельность и без того немногочисленных представителей СМИ, освещающих их работу.

Художники недовольны отсутствием искусствоведческого подхода в материалах авторов, забывая о том, что читать научные термины никто из пользователей всемирной паутины, где ныне располагаются информационные ресурсы, не будет. Заметим, что на закрытии выставки вообще не было телевизионщиков. Со смертью Марьяны Киселевой, известной омской культобозревательницы, работавшей на ГТРК «Иртыш», творчество омских представителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства мало интересует ТВ.

«А мне даже стала жалко эту глупую, бездарную девочку (????), которая псевдоним взяла, подобно Пугачёвой. Ничего не понимая, не чувствуя, не умея, но хорошо знает, что нужно для успеха! Больше грязи, сарказма, дешёвого хайпа. Что нужно читателям? Что едят, тем и кормят! И чтобы с душком! Вот была Марьяна Киселева. Она была другом художников, уважала их и хорошо понимала их труд! И никогда бы не позволила себе такой дешёвый приём в своём репортаже!», — пишет известная в узких кругах местная представительница графики, походя попинавшая не только автора не понравившегося ей материала, но и мужа покойной г-жи Киселевой, тоже журналиста. (орфография и пунктуация автора комментария сохранены. В редакции также имеется скриншот с оскорбительным комментарием в адрес супруга г-жи Киселевой, сотрудника БК55)

Почти все комментарии омских художников под ссылкой на материал «девочкиного» ресурса выдержаны именно в таком стиле. И это печально. Потому что люди, которые учат (или учили) омских детей изобразительному искусству, а многие члены союза художников трудятся еще и преподавателями в детских художественных школах и школах искусств города, так выражать мысли не должны. Наблюдается полное отсутствие интеллигентности, тактичности и знания предмета, о котором они судят.

Судя по всему, и журналисты это чувствуют, потому и резко падает интерес к подобным экспозициям и творчеству местных авторов. Прессе проще открыть новую звезду, который или которая не будет предъявлять претензии вселенского масштаба, претендуя на гениальность.

Любопытно, что и известный организатор выставок, который представляет себя искусствоведом со стажем (ну, человеку за 70 — значит стаж присутствует), тоже поддержал эту дискуссию вместо того, чтобы выразить одобрение прессе за вообще внимание и популяризацию творчества омских художников. То ли человек этот настаивает, чтобы только самому это делать, в смысле только собственную точку зрения считает правильной, то ли намерен выпестовать лично новое поколение журналистов, которые будут освещать выставки с искусствоведческой точки зрения и их непременно примут в одно из омских СМИ. Его, судя по всему, он и откроет.

Потому что попутно художники и представители музеев (во всяком случае, один из них в дискуссии был замечен) попинали еще и владельцев изданий, дескать печатают всякую «байду». А вот они точно знают, что из себя представляет не «байда» и что будет читать омский потребитель. В общем, все бы было очень смешно, если бы не было так грустно. Художники не представляют в чем заключается деятельность современного представителя СМИ, а журналисты ну никак не могут им угодить.

Проблема представляется неразрешимой.Очень похоже, что местный союз художников однажды может оказаться без информподдержки. Ну, или она будет очень похожа на пропаганду. Только кто же это будет читать? Платите деньги, господа, и читайте о себе все, что хотите. Это называется реклама.

Фото Александр Катаев