В редакцию «БК55» обратилась Светлана Пьянкова, рассказавшая довольно типичную, с ее точки зрения, историю инвестора, вступившего в контакт с чиновниками мэрии Омска.
Светлана вместе с новосибирским партнёром Николаем Чичкановым, владельцем компании Free Fly, попыталась реализовать идею омской аэротрубы на Зелёном острове. Начало было обнадеживающим, вроде даже о чём-то договорились…
В начале 2020 года Светлана обратилась к вице-мэру Олегу Зарембе с идеей строительства аэротрубы. Ей предложили сделать проект, подготовить бизнес-план и представить его мэру. Пьянкова сделала: вместе с партнёром описала, что хочет, где как и получила ответ от мэра Фадиной: «Да, давайте».
«Мы начали искать площадку на Зелёном острове. Нашли её рядом с энергоподстанцией… Кстати, там их две, одна — у профилактория, но там место не очень хорошее, везде под землёй коммуникации. Лучший вариант — у базы СибГУФК, там, где стоят лодки и яхты. Эта площадка хороша тем, что над ней не висят электропровода, она подходит по размеру, там нет деревьев и подземных коммуникаций. И она всего-то в 100 метрах от подстанции. Это очень важно, чтобы было не дальше 100 метров. Объект мы согласовали и с «Омскэлектро», пообещавшее нам эту подстанцию даже отдать… Вопросов не было и у «Спортивного города», державшего на балансе этот участок. Все вроде сходилось: мэр Оксана Фадина и Олег Заремба проект поддержали, «Омскэлектро» согласилось передать свои мощности не просто на словах, но и на бумаге — нам осталось только оплатить энергию. И можно начать строиться», — рассказала Пьянкова.
И вот в момент, перед подписанием документов, на Зеленом острове появляется новая организация во главе с Алексеем Сокиным — новым оперативным управляющим этой территорией, зарубившим на корню уже согласованный с руководством мэрии проект реконструкции «Зелёного острова». Нет, Сокин был не против, он всего лишь перенес аэротрубу в другое место, туда, где нет необходимых мощностей по электроэнергии.
Когда инвесторы попытались возразить, он отрезал:
«Решать здесь буду я, Олег Игоревич здесь никто, вот вам это место и им занимайтесь».
Вот так аэротруба попала под запрет. После разговора с Сокиным выйти на вице-мэра Зарембу больше не удалось. Всё заморозилось», — посетовала бизнес-леди.
А потом, что интересно, аэротрубу которая не пригодилась В Омске, увезена в Новосибирск, где вскоре на неё совершен налет вандалов с топорами — как подозревают оба бизнесмена, и Пьянкова, и Чичканов, это был по-бандитски прозрачный намек конкурентов: не суйте нос, куда не надо.
Мне тогда казалось, что причина наших неудач — в некомпетентности Алексея Сокина. Однако сейчас, после откровенного игнорирования объективных аргументов, а также нежелания разбираться в технических моментах, напрашиваются иные выводы. Особенно, если учесть, что на тему строительства аэротрубы Сокин начал общаться с другими предпринимателями (сам их нашёл зачем-то, хотя все было со мной решено). Не исключаю также, что Сокин мог попытаться продать нашу идею конкурентам, посчитав ее перспективной, и, возможно даже, был заинтересован в участии… Не берусь судить.
Любопытная деталь. Сейчас омская компания «Маяк Молл» тоже строит аэротрубу. Причём этим занимаются бизнесмены, далекие от этого вида спорта, а консультируются с ДОСААФ (лучше бы эта организация провела ревизию парашютов, с которыми прыгают люди).
Лично я, планируя строить аэротрубу, не рассчитывала на быструю окупаемость. Для меня это был проект социальный. Я хотела, чтобы у жителей Омска была возможность летать. Если посмотреть в глаза реалиям, этот бизнес в России окупился у единиц, более того, в торговых центрах аэротрубы дотируются за счёт прибыли от другого вида бизнеса… И все же, я рада, тому что в Омске появится аэротруба, по моей информации, весьма хорошая. Это и было моей целью два года назад.
Искренне восхищаюсь смелостью омских бизнесменов, желаю процветания и много счастливых клиентов», — заключила Светлана.
Свою версию событий изложил и Алексей Сокин, руководитель «Центра компетенций городской среды» в Омске.
«Аттракцион по своим энергетическим нагрузкам достаточно много потребляет, к тому же шум от него большой. Третье — парковка. Инвесторам предоставили место у корпуса СибГУФК, там есть электроподстанция, в радиусе до 100 метров от неё можно поставить трубу. Никаких проблем. Дальше, наверное, была задача — согласовать технические условия, чтобы хватало энергии.
Она их согласовала? Я не видел этих документов.
Второй вариант размещения трубы был в рамках утверждённой Градсоветом концепции развития парка — в сторону «Изумрудного берега», за аварийно-спасательной службой, которая размещается на участке 33.55. Там есть небольшая подстанция и там тоже можно поставить. Усилить можно.
Был ли диалог? Да, был.
По концепции Сергеева на участке, который хотела застолбить Пьянкова, ничего не размещается именно из-за высоты трубы. При установке трубы она становится высотным акцентом вместо здания СибГУФК. По мнению Сергеева, с таким шумовым эффектом объекту нет места в парковой концепции. Поэтому и было предложено место в сторону затона и «Изумрудного берега». Там уже нет такого трафика людей».
Если говорить об электричестве, то нужно было желание, добавил депутат. Те предприниматели, которые до того ставили в парке аттракционы, договаривались с «Омскэлектро», получали мощности и их оплачивали. Если нужна мощность больше — установщики Колеса обозрения, например, получили землю на основании конкурса и завели такую мощную подстанцию, что для реализации проекта им вполне хватит. Светлана Пьянкова могла бы сделать так же.
Концепция стала разрабатываться после декабря 2019 года, когда было подготовлено техзадание по пожеланиям омичей, а затем она была рассмотрена на архитектурно-градостроительном совете.
«Противостояния у нас нет, это я хочу подчеркнуть. Если на таком этапе у бизнесмена уже есть желание устроить конфликт, то стоит ли в целом «идти в разведку». Мест в городе, где можно поставить трубу, много, хоть на частной, хоть на муниципальной земле. Почему все лезут в парк, где обычно у людей спокойные тихие прогулки, и зачем ставить там столь шумный объект?
Каждый инвестор в городе для нас очень ценен, как мелкий, так и более крупный. Давайте любые варианты, я только «ЗА», но не надо скандалить через СМИ», — также заявил Сокин.
Мефодий Борисов