Александра Яковлева — омская писательница, выпускница филологического факультета ОмГУ имени Ф. М. Достоевского. Публиковалась в литературных журналах «Наш современник», «Дон», «Складчина», «Образ», «Формаслов». Автор книг «Вот она я», «Голубиные дети», «Сказки со дна озера». В 2018 году стала лауреатом I степени региональной литературной премии им. Достоевского. В этом году вошла в лонг-лист литературной премии детских писателей им. Корнея Чуковского.

— Кроме писательства, вы где-то работаете? Какая у вас профессиональная деятельность?

— Я занимаюсь литературной редактурой. Это самозанятость. На форумах и семинарах я познакомилась с разными писателями, которым бывает нужна помощь литературного редактора.

— Некоторое время вы работали в журналистике, так?

— Я работала не журналистом как таковым, а корректором, редактором и внештатно в одном издательстве — ходила на спектакли, иные культурные мероприятия и писала об этом. Несколько интервью взяла — был такой опыт. Писала рецензии театральные на спектакли музыкального театра.


— Помог ли вам этот опыт?

— Знаете, да. Как сейчас помню, в 2013 году я работала в «Омск-пресс» и собирала себе «папочку» новостей, которые меня привлекли. Я видела, что новость — это готовый сюжет. Еще я собирала предложения депутатов разной степени странности. Фантазировала, что будет, если их примут. Какую-то часть из них действительно приняли и получилось то, что получилось. Ну да ладно. В общем, часть из этих предложений легли в основу моего антиутопического рассказа «Дочери Синей бороды». Он опубликован в онлайн-журнале «Пашня».

Чем еще журналистика помогла — я пристрастилась читать репортажи. Это теперь мой любимый публицистический жанр. Рассказ «Вот она я», в честь которого назван мой первый сборник, родился из репортажа о селькупах. Другой рассказ «Кэку» тоже основан на нескольких репортажах о том, как живут на Дальнем востоке удэгейцы.

— А если на чистоту, писателю лучше не работать?

— Лучше работать — писателем. Это очень сложная работа, но у нас в обществе она почему-то считается недодеятельностью. Когда ты не получаешь за нее денег, тебе приходится работать на другой работе и получается, что ты работаешь на двух работах.

Свое продвижение как писателя, создание сопутствующих продуктов, тех же марафонов, курсов платных — это помощь писателю, чтобы он не умер с голоду, пока пишет свою нетленку.

Но я также слышала, что писателю полезно работать в разных сферах деятельности, это ему помогает лучше понять эти сферы. Вспомните, наши классики тоже кем только ни работали: от врачей до плотников. Это здорово расширяет кругозор.

— Но говорят, что писателю лучше не работать на местах, связанных с написанием текстов, чтобы не растрачивать писательский импульс?

Есть такое. Это пожалуй единственная сфера, которая может помешать. Когда я работала в изданиях, то у меня не хватало ресурса параллельно писать что-то свое. Когда я уволилась, я просто выдохнула, села и написала все, что хотела. Максимум, что я делаю, когда занимаюсь заработком —  надиктовываю себе какие-то мысли, идеи на диктофон. Сидеть целый день за ноутбуком очень тяжело.


— Вы пользуетесь правилом «писать каждый день»?

Ни в коем случае! Само писательство — это только часть работы. Перед этим происходит продолжительное обдумывание. Кажется, что я лежу и плюю в потолок, но на самом деле — я работаю! А само писательство не занимает много времени, если все хорошо обдумано, и ты пишешь каждый день.

Но иногда фокус может смещаться. Когда мы ехали в поезде из Омска в Петербург, почти двое суток — мне так отлично писалось, потому что больше делать было нечего. И у меня возникла идея — покупаешь билеты из Москвы до Владивостока (туда-обратно), сидишь в купе и пишешь — писательский тур.


— А ведь еще нужно заниматься своим продвижением! Насколько я поняла, сейчас вы продвигаете книгу «Голубиные дети». Для этого очень нужны связи в литературном мире? Можно ли обойтись без них?

Ммм… коварный вопрос. Я думаю, что сейчас нетворкинг, общение внутри тусовки, —  очень важно. Это один из китов, на котором стоит продвижение тебя как автора. Ушло то время, когда «хорошая книжка продвигает себя сама».

— А оно когда-то было, такое время? Вроде во все времена были эти литературные тусовки. Тот же «Arzamas», из которого вышел Пушкин.

Слушайте, я не знаю, так просто говорят. Я где-то услышала эту фразу и тихонечко смеюсь над ней. «Хорошая книга продвигает себя сама». Ну да, конечно!

Но правда в том, что сейчас писателю приходится конкурировать не только с другими писателями, но и с фильмами, сериалами, компьютерными играми, youtube — и так далее. Это делает нашу работу еще сложнее. Чтобы человек выбрал из всего этого многообразия именно твою книгу, надо очень постараться.

Общение с другими авторами, редакторами, критиками, книжными блогерами очень здорово поможет продвижению книги. Нужно со всеми дружить, знакомиться, делиться книжками, помогать, рассказывать друг о друге, и тогда благодаря этому писательскому комьюнити книга найдет своего читателя. Издательства не всегда занимаются активным продвижением книги. Поэтому — никто кроме нас.  


— Это сложно? Ведь хочется больше заниматься творчеством, а приходится еще и выполнять функции пиарщика.

Это работа, да. Независимый автор — это и швец, и жнец, и на дуде игрец. Очень хочется, конечно, законсервироваться, уйти в творчество, не вести Instagram (я в основном, продвигаю себя там). Но, к сожалению, так не получается.

Ева Сорокоумова