Никогда не разговаривайте на улице с незнакомцами, а то можно как минимум деньги потерять.
До эры дистанционных мошенничеств у нас преобладали аферы на тему гадалок и порчи. Схема была стандартной: к пенсионерам на улице подходили незнакомки, убалтывали стариков, убеждая, что на тех наложена порча. Для снятия сглаза «гадалки» просили принести в пакете деньги, чтобы прочесть над ними заклинание, либо просто в качестве оплаты процедуры. Загипнотизированные пенсионеры покорно приносили из дома «заначки». В этом случае полиция квалифицировала истории как криминал и возбуждала уголовное дело по статье «Мошенничество».
После того, как о разного рода мошенничествах стали рассказывать во всех СМИ, сами мошенники взялись за обман чуть более изощренный: они точно так же вымогают крупную сумму, но взамен жертве дают какую-то мелочь, явно несоразмерную объему выманенных наличных. «Подкованные» аферисты знают, что тогда ситуация кардинально меняется: они защищены, ведь, даже если полиция чудом их найдет, эта схема будет расценена как, так сказать, товарно-денежная операция. То, что пенсионер получает за несусветные деньги непонятно что, сыщиков не волнует. Мошенник останется при своей добыче, полиция избежит лишней суеты с расследованием, и только пенсионер останется без помощи блюстителей закона.
В такой ситуации оказался отработавший почти всю трудовую деятельность в локомотивном депо «Московка» 86-летний инвалид и ветеран труда Эдуард Куркин.
Среди белого дня в Кировском округе Омска по пути в магазин его остановил неизвестный мужчина, попросил сесть к нему на минуту в стоящий тут же автомобиль. В машине оказалось несколько китайских курток. Мужчина что-то долго и монотонно ему говорил.
«Цыган нес что-то про Украину и Донбасс, что именно, плохо помню. Все было как в тумане. Не пойму, как, но что-то заставило меня вернуться домой, взять 50 тыс. рублей и отдать ему за две видавшие виды куртки с базара!!! Спустя полчаса наваждение прошло, я понял, что стал жертвой мошенника: в здравом уме я никогда бы не заплатил такую сумму за эти тряпки, да и вообще мне это не было нужно. Был как будто под гипнозом», — поделился с БК55 пенсионер.
Он обратился в отдел полиции № 2 по КАО г. Омска, там поначалу взялись разбираться, даже показали фото подозреваемого, но… (Курток у неизвестного было много, так что ветеран труда, похоже, был его не единственной жертвой.)
С тех пор прошло полгода. В полиции в итоге Эдуарду Николаевичу отказали в возбуждении уголовного дела, говоря, что, раз вещи взял, значит это, дескать, уже не криминал, а торговая сделка.
Более того, полицейские начальники обсуждали, не возбудить ли уголовное дело на самого заявителя. В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, подписанном начальником ОУР ОП№ 2, капитаном И. О. Сукончиком и утвержденном замначальника ОП№ 2 УМВД по г. Омску подполковником А. В. Мусияком, о том, что за преступление это может быть, ни говорится ни слова. Зато полицейские «разоблачают» «коварство» инвалида и ветерана труда: дважды используется слово «добровольно» (при описании способа передачи ему курток), а половина текста посвящена рассуждениям о том, что, может быть, инвалид просто оболгал честного уличного незнакомца, однако в итоге милостиво решают, что в действиях Эдуарда Куркина отсутствуют признаки состава преступления по ч.1 ст. 306 УК РФ «заведомо ложный донос», «для такой квалификации необходимо наличие возбужденного уголовного дела».
«А если бы меня вынудили, к примеру, отдать миллион за коробок спичек, это тоже не было бы преступлением?! В частных беседах силовики не отрицают, что криминал есть, однако поделать ничего не могут», — сетует ветеран труда.
То есть 86-летний ветеран труда еще легко отделался: могли бы на пенсионера уголовное дело завести. Чтобы в следующий раз не отвлекал полицию просьбами о помощи. Вот такая перевернутая реальность…
Инвалид хотел попасть на прием к полицейскому руководству, но там отказали. В пресс-службе УМВД БК55 пояснили, что из-за пандемических ограничений в последние месяцы личный прием граждан руководящим составом не ведется.