Коммерческий директор фабрики «Сибирская белочка» рассказал о планах экспансии в дальнее зарубежье

БК55, совместно с Центром поддержки экспорта Омской области, продолжает рубрику «Истории успеха» об омских предпринимателях, успешно конкурирующих с мировыми лидерами производства.

Сегодня у нас в гостях — коммерческий директор кондитерской фабрики «Сибирская белочка» Александр Белимов. Он, помимо прочего, вспомнил, как в далекую Африку уехал 20-тонный контейнер конфет из Сибири — в поставку не верилось до момента его отправки!

— Александр Игоревич, расскажите о создании компания «Сибирская белочка»…

— Компания основана в 1997 году, а сам я в ней с 2011-го. Изначально предприятие занималось производством и продажей мороженого под тем же брендом — «Сибирская белочка». Но потом, изучив рынок, владельцы переориентировались на производство кондитерских изделий — конфет и печенья. Ведь это товар ежедневного спроса — нет такой ярко выраженной сезонности, как на мороженом, а значит, простоев производства.

Начали мы с шести видов «помадных» конфет, позже приобрели линию шоколадных конфет с кремовыми начинками и добавили производство суфле, мармелада и печенья. Сейчас компания выпускает более 100 видов сладостей.

— В родном Омске конфеты «Сибирской белочки» любят больше, чем в других регионах?

— Да, и хотя заказы идут со всех регионов, от Хабаровска до Калининграда, самые большие продажи у нас в Омской области. Причем за последние 10 лет омичи стали более избирательны. Раньше довольствовались простыми конфетами «Гостинчик от Белочки», «Секреты чаепития», «Куражинка», а теперь выбирают более сложные рецептуры, с современными названиями и дизайном — «Джоли Рэй», «Вкуснофф», «Я такая!».

У новых конфет более интересные начинки — взрывная карамель, вафельная крошка, кедровый орех — причем не просто аромат, а мелко порезанные натуральные орешки. Покупателя постоянно надо удивлять!

— А на экспорт сладости продаете?

— Конечно. Когда поняли, что в России у нас уже есть своя доля рынка, решили двигаться дальше. Экспортный рынок обладает высокой емкостью, мы увидели в нем потенциальный вектор развития. На имеющихся каналах сбыта резкий рост в короткие сроки был уже невозможен.

Сначала направили внимание на ближнее зарубежье — Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Армения, Казахстан, Беларусь… Сложность была в почти полном отсутствии информации о зарубежных партнерах — сайтов компаний, особенно на русском языке, там почти не было. Приходилось буквально разыскивать будущих заказчиков через коллег из компаний партнеров. И тут нам, конечно, очень помогли выставки. Пять лет назад Центр поддержки экспорта Омской области организовал нам поездку на выставку в Алматы (Казахстан).

— Там и нашли партнеров?

— На выставке было более 10 оптовых компаний, дистрибьюторов — информации мы собрали достаточно. Так что сотрудничество с Центром поддержки экспорта нас очень порадовало.

Центр продолжает оказывать нам большую помощь в развитии экспорта — поиске потенциальных партнеров за границей, переводе текстов на иностранные языки. Организует участие в международных выставках, бизнес-миссиях. Хотелось бы, чтобы количество программ, в которых мы можем совместно поучаствовать, увеличивалось.

— Самую необычную поставку припомните?

— На выставке «Продэкспо-2019» в Москве к нашему стенду подошли представители одной из компаний, довольно смуглые. Взяли образцы всех представленных нами конфет — несколько десятков наименований, обменялись с нами контактами и ушли. А через несколько недель раздался звонок из Ливии — те самые посетители заказали 20 тонн конфет в широком ассортименте. В эту поставку не верилось до момента погрузки конфет в контейнер!

Мы были удивлены, потому что Ливия — это Африка. Не в традициях этой страны заказывать продукты из далекой России. Традиционно туда экспортируют из Европы, откуда доставка гораздо дешевле. Так что это был единичный заказ. Вероятно, та компания вернулась к прежним поставщикам.

— Какие у вас планы по развитию компании на ближайшее время?

— В ближайшие 2-3 года мы планируем выход на страны дальнего зарубежья. Сначала — Европа, а затем и Китай, куда у нас уже были разовые поставки.

— Для заграницы будут такие же конфеты, как для россиян или с национальными особенностями?

— Вкусовые предпочтения жителей других стран иногда отличаются от того, к чему привыкли в России. К примеру, в Китае конфеты предпочитают менее сладкие. Это достигается специальными технологиями. Поэтому, конечно, при выпуске сладостей на экспорт мы это будем учитывать.

— А наши соотечественники разве не хотят менее сладких конфет?

— Хотят, но не все. Для россиян мы выпускаем конфеты с пониженным содержанием сахара, но от традиционных мало кто отказывается. Не будем забывать, что сахар — одна из основных составляющих кондитерских изделий… Важнее для здоровья то, что компания «Сибирская Белочка» всегда использует натуральные ингредиенты. Для тех же, кто заботится о фигуре, есть менее сладкий мармелад и «Вкуснов» из мультизлаков и цукатов.

— В пандемию ваших конфет ели больше или меньше?

— С весны 2020 годы спрос на конфеты упал. Но то же самое произошло со многими видами продуктов, не относящихся в товарам первой необходимости. Однако в итоге это оказалось на пользу потребителям. Снижение спроса усилило конкуренцию между производителями, заставив заняться развитием своих продуктов. Мы вступили в конкурентную борьбу и выпустили новые, интересные виды конфет, вернув себе покупателей.

 — Ну, а красивые фантики, упаковка на продажи влияют? 

— Однозначно. Упаковка и внешний вид продукции сегодня — один из ключевых факторов на рынке продуктов питания. Если объяснить совсем просто, то объемы продаж похожих по вкусу конфет с удачным и неудачным дизайном фантиков могут отличаться в 5-7 раз.

— В чем, на ваш взгляд, главный залог успеха?

— В качественной и доступной продукции, которая отвечает современным запросам потребителей. Хотя сам я ем сладкое редко (люблю мясо), если уж ем, то выбираю конфеты своей фабрики. Они для меня и моей семьи самые вкусные.

Конфеты — это всегда радость, а для нас — еще и гордость. Мы создаем наши конфеты с заботой о потребителях и любовью к своему делу.

Мария Мельникова