Раньше брали на фестиваль «Том Сойер Фест» объекты, которым отказали в постановке на охрану. Дом на Пушкина, 15 мы даже не пытались ставить на охрану, не видим смысла.
В этом году в Омске в очередной раз проходит фестиваль возрождения исторической среды «Том Сойер Фест». В прошлом году работать не дали, а в этом не мешают. Со средствами индивидуальной защиты там всё в порядке. Добровольцы работают в респираторах и перчатках. Правда, не из-за ковида, а из-за пыли и заноз.
Социальная дистанция тоже соблюдается, но так же не из-за ковида, а чтобы не пылить друг на друга.
В этом году ремонтируем фасады дома Пушкина, 15.
Это доходный дом начала 20-го века. Для своего времени он большой: двухэтажный, рубленый, на высоком кирпичном цоколе. На главных фасадах 24 окна с наличниками. Очень много утрат декора. Открытый сруб имеет выветривание на глубину более 10 мм. Изначально дом имел очень богатый декор, множество деталей пропильной резьбы, объёмные резные детали. Если удастся всё восстановить, этот дом предстанет одним из лучших памятников деревянного зодчества Омска. Я здесь говорю не о формальном статусе «объекта культурного наследия», а о его фактической значимости.
В прошлые сезоны брали на фестиваль «Том Сойер Фест» объекты, которым отказали в постановке на охрану. Нынешний объект на Пушкина, 15 мы даже не пытались ставить на охрану, не видим смысла.
Во-первых, всё равно откажут, во-вторых — меньше хлопот с чиновниками. Они никак не могут понять, какие у нас критерии заявок для постановки на охрану. На самом деле критерий простой и единственный — угроза сноса. Если памятнику ничего не угрожает, то нам проще сохранять его без формального статуса. Например, церковь в Екатерининском под Тарой используется по историческому назначению как церковь.
И Церкви никогда не придёт в голову сносить церковь. А восстановление её исторического облика является каноническим требованием, поэтому статус памятника ей не нужен. А вот «летние палаты» в госпитале, где лечился Федор Достоевский, без статуса памятника могут снести, поэтому им нужен статус.
Конечно это слабая защита, у нас много снесено памятников, но хоть какая-то…
Фото: 2gis.ru
Дому на Пушкина, 15 ничего не угрожает. Сносить его не собираются. Даже недавно отремонтировали крышу. Правда, при этом доломали существенную часть декора. Но зато крыша не бежит. Дом, в принципе, благополучный, благоустроенный. Некоторые жильцы с энтузиазмом восприняли наше начинание и помогают добровольцам.
Потрудиться предстоит много. Главная цель этого материала — привлечение добровольцев и благотворителей. Может ещё не все знают о нашем проекте. Не подумайте, что мы не справляемся. Мы прекрасно знаем, за что взялись. Но чем больше будет ресурсов, тем сделаем быстрее и лучше.
Но помимо физического результата проект решает социальные задачи. Не зря он называется ФЕСТИВАЛЬ восстановления исторической среды. Он реализует общественную потребность в сохранении исторической памяти и в проявлении гражданской солидарности в этом деле.
Возникновение такой общественной инициативы говорит ещё и о том, что государство не реализует в полной мере эту общественную потребность. Более того, официальная государственная позиция заключается в недоверии к добровольцам. Нам разрешают только убирать мусор на памятниках. Но фактически отношение власти очень сильно зависит от позиции руководства на местах. Например, в Нижнем Новгороде добровольцам можно выполнять на памятниках любые работы. Правда там они делают это под личным руководством губернатора, который является участником добровольческого движения. А у нас чиновники Минкульта не пускают добровольцев на памятники, ссылаясь на букву закона. Но закон один и тот же, что в Нижнем Новгороде, что в Омске.
Меня упрекают в том, что я его плохо знаю. Так может, господа чиновники, вы сначала сами разберётесь со своими законами? Тем более, что лично министр культуры Омской области, в отличие от своих подчинённых, является участником добровольческого движения, чем заслужил уважение добровольцев.
Сейчас большинство организационных и технических задач на Пушкина, 15 решены. Даже есть благотворители, которые кормят добровольцев вкусными обедами. Так что организаторы приглашают всех желающих присоединиться по будням с 18-00, и по выходным с 12-00.