Я больше 40 лет живу в Омске. Мне многое нравится в городе. Многое не нравится. И как профессионал, и как горожанин отношусь к городу неравнодушно. По мере сил и способностей стараюсь изменить городское пространство к лучшему. Что-то получается, что-то нет.
Некоторое время назад задумал серию публикаций под общим названием «ОБЛИК ГОРОДА». Цель — обратить внимание городских сообществ, властей, бизнеса и жителей Омска на вещи, ставшие привычными, вещи, которые мы не замечаем, но которые, на мой взгляд, сильно влияют на восприятие городского пространства.
Влияют негативно.
Дело, мне кажется, в том, что мы (здесь я имею в виду всех, к кому обращаю публикацию) как-то неправильно относимся к настоящему времени — мы его воспринимаем как промежуток между прошлым, которое мы ценим как воспоминание, и будущим, которое мы ценим, как возможное лучшее и прекрасное. Отношение же к настоящему у нас, как правило, как несущественному и будничному, которое просто нужно пережить ради будущего.
И поэтому мы допускаем, что можно жить в неблагоустроенной городской среде, в среде аудио-визуального и материального мусора, дышать пылью и загрязнённым воздухом, купаться в грязной воде. Ведь это скоро пройдёт и настанет прекрасное будущее.
Не пройдёт, если мы все ничего не будем для этого делать в силу своей профессии и гражданской позиции.
В рамках публикации хочу затронуть несколько, на мой взгляд, актуальных тем, касающихся сегодняшнего городского пространства.
Предлагая вашему вниманию первую статью, которую назвал:
«WELCOM! ВОРОТА В ГОРОД»
Омск — один из старейших сибирских городов, обладающий своей историей и культурным наследием, расположенный в уникальном ландшафте слияния двух рек. Совершенно естественно, мы бесконечно много говорим о привлекательности города для россиян и не только, о развитии внутреннего туризма, о преимуществах Омска перед другими сибирскими городами.
А теперь давайте посмотрим, как и чем мы встречаем гостей, желающих познакомиться с нашим городом. Что видит человек, приезжающий на поезде или автомобиле, прилетающий самолётом? Пройдём по основным точкам, где Омск контактирует с внешним миром. Постараюсь посмотреть взглядом человека, впервые попавшего в город. Ведь мы, омичи, много лет видим это перед собой, привыкли к этому и практически не замечаем.
1. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ
привокзальная 1
привокзальная 2
Последние минуты перед приходом поезда (едем, например, из Новосибирска). Вещи собраны, смотрим в окно — первое знакомство с городом (проезжаем Чередовые)— грунтовые дороги, неказистые деревенские домики, автомобили, металлические гаражи, мусорки…. Перед самым вокзалом — городская застройка с гаражами на первом плане.
Вот и вокзал. Выходим. Выходы на площадь, в т. ч. к остановкам общественного транспорта, закрыты красивой решеткой — понимаем, видимо меры безопасности, ведь находимся на режимном объекте.
Здание вокзала — непонятного архитектурного стиля — вроде историческое, но в тоже время верхняя часть с металлическими конструкциями явно не из прошлого времени — ну ладно, далеко не все гости города глубоко разбираются в истории архитектуры. Перрон гораздо ниже пола вагона (а хотелось бы в одном уровне). На перроне — киоски, покрашенные под изумрудный цвет главного здания, мелкая бетонная плитка.
Широкие распашные дубовые двери, крыльцо со ступенями и пандусом (с багажом очень неудобно). Внутри — небольшой зал в мраморе, с рисунчатым гранитным полом, с огромной люстрой наверху. На выходе в город — такие же двери и высокое крыльцо. Тротуар перед вокзалом в бетонной плитке, высокий бордюр, дальше асфальтированная парковка, забитая машинами (вечером совершенно тёмная), и за ней памятник Ленину на фоне ёлок. Площадь обрамляют разновысокие небольшие здания. Справа выделяется длинная стена серо-стеклянных киосков на остановке.
Вот собственно краткое описание. Что из этого набора можно понять о городе, в который приехал, какое впечатление вынести?
Моё субъективное мнение — город застрял где-то в 70-80 годах прошлого века. Разница между сравнительно благоустроенной частью территории РЖД и муниципальной землёй слишком очевидна и говорит не в пользу города. О комфорте пассажиров здесь явно никто особо не задумывался. Впрочем, об имидже города тоже.
2. АЭРОПОРТ
аэропорт 1
аэропорт 2
Нужно быть справедливым — в последние несколько лет здание аэропорта внутри и снаружи, и площадь перед ним были реконструированы и приведены к виду, если не «воздушных ворот» современного сибирского миллионника, то, по крайней мере, аэропорта среднего российского города.
Конечно, застройка площади с единственным неказистым зданием гостиницы для лётного состава могла бы быть репрезентативнее, но, скорее всего, отсутствие современной застройки объясняется многолетними мечтами и страстями о Фёдоровке и выносе аэропорта из центра города.
Площадь довольно пустынная, немного оживающая во время нескольких утренних московских рейсов, говорит нам о небольшом пассажиропотоке, и соответственно, о некоей провинциальности, но это, как говорится, другая история.
Берём такси и едем в город. Кроме бесконечного двойного забора с правой стороны и лётного поля слева до жилых зданий и старого городского аэропорта практически ничего. Дорога вполне приличная, хотя и не похожа на городскую магистраль. И даже в наличии узкие тротуары, газоны и опоры освещения (спасибо недавнему посещению главного лица).
3. АВТОМОБИЛЬНЫЕ ВЪЕЗДЫ В ГОРОД
Население России в последние десятилетия обзаводится личным автомобилем довольно бурными темпами, и следствием этого стала активизация междугороднего автомобильного сообщения. Поездки на своём автомобиле в соседние города, да и по стране в целом, стали обычным делом. Грузоперевозки автомобильным транспортом стали конкурировать с традиционными железнодорожными.
Подъезжаем к Омску на автомобиле. Федеральные трассы оставляют хорошее впечатление. Они регулярно ремонтируются, оснащаются. Появляются отдельные примеры достойного уровня обслуживания.
Табличка «Омск» (например, въезд с трассы Новосибирск-Челябинск в районе «Метро» и ул. Машиностроителей — здесь в принципе можно привести пример любого въезда и Черлакский тракт, и Сыропятский, и Русско-Полянский и другие — картина везде, в принципе, типичная).
10 лет Октября
10 лет Октября
2-я солнечная
2-я солнечная
ул. Воровского
ул. Мельничная
русско-полянский тракт
ул. Герцена
Сразу, по вибрации автомобиля, замечаем изменение в худшую сторону качества дорожного покрытия — въехали в город. Дальше, как правило, по обеим сторонам дороги непонятная разномастная неблагоустроенная застройка — многочисленные СТО, шиномонтаж, металлические гаражи, небольшие магазины киосочной архитектуры, шашлычные, мини-рынки, складские площадки и т. п. Всё это оснащено кричащими вывесками и рекламой. Редкие зелёные заросли. Пыль летом и грязь зимой. Неорганизованные парковки грузового и легкового автотранспорта.
Светлые пятна в виде брендовых заправок.
ул. Волгоградская
Кое-где новое строительство таких же неопределённого стиля «сараев». Причём, это касается как пригородных территорий (Омский район), так и городских. Похоже, здесь нет властей ни тех, ни других — хаос беспредельный.
Красноярский тракт
Красноярский тракт
Не претендую на знание всех автомобильных въездов в город (если есть хорошие примеры — пожалуйста, поправьте меня), но те, которые знаю, производят глубоко удручающее впечатление.
ул. Воровского
Черлакский тракт
Черлакский тракт
Что можно подумать о таком городе?
Что людям, живущим в нём абсолютно безразлично мнение о них и городе. Но ведь в собственной квартире мы, как правило, убираемся к приходу гостей. Но в то же время терпим грязный подъезд, замусоренный и заросший двор, непроходимость городских улиц. Но тогда давайте, по крайней мере, перестанем мечтать о небывалом росте туризма и активном росте инвестиций.
ЭПИЛОГ
В последние годы много делается для благоустройства города (хорошо или не очень — другое дело, но тем не менее). Это и общественные пространства, и дворы, и парки, и отдельные улицы (наконец-то).
Но не менее важными для облика города, для его имиджа являются узловые точки на границах городской черты, являющиеся «воротами» города.
Если Омск хочет быть привлекательным для приезжающих в город, если мы (омичи) хотим с желанием и гордостью возвращаться в родной город, нужно срочно обратить внимание на эти участки и привести их в достойный современного города вид.
Понятно, что одномоментно, всю территорию города не изменишь в лучшую сторону — это планомерная многоплановая и длительная работа. Но привести в относительный порядок упомянутые узловые места, мне кажется, является одной из первоочередных (наряду с центральными общественными пространствами) задач.
Въезд в город — это не только картинка, влияющая на имидж, составляющая первое впечатление от города, и эту проблему не решить асфальтированием покрытия, установкой светофоров и благоустройством прилегающей территории. Въезд в город (независимо от вида транспорта) — это сложный градостроительный узел, решающий транспортные, логистические, функциональные и пространственные задачи, требующий глубокого исследования миграционных и транзитных потоков, концептуальных и проектных вариантов.
И требующий соответствующие административные и юридические решения региональных и муниципальных властей. По минимуму — внимания к этой актуальной проблеме, в т. ч. от депутатского корпуса разного уровня.
И если серьёзно заняться этими вопросами, то, может быть, через несколько лет мы без иронии и сарказма всем желающим сможем сказать «Welcom» или «Добро пожаловать» в город Омск.
ОЛЕГ ФРЕЙДИН,
архитектор