О предстоящей реформе президент России Владимир Путин объявил на Петербургском международном экономическом форуме.

В настоящее время Верховный суд является высшим органом по гражданским, уголовным и административным делам, а Высший арбитражный суд – главной инстанцией по разрешению экономических споров.

Выступая на пленарном заседании ПМЭФ, глава государства заявил, что в России было сделано немало для того, «чтобы искоренить обвинительный уклон в работе правоохранительной и судебной системы, чтобы исключить поводы для перевода хозяйственных споров в уголовное преследование».
 
Речь идет именно об объединении двух судов, а не о присоединении одного к другому, пояснил председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов. На вопрос, будет ли он претендовать на то, чтобы возглавить новое объединение, Иванов ответил: "А это как получится. Это непростая задача", сообщает "Эхо Москвы".  

Мнения в экспертном сообществе разделились. К примеру, заслуженный юрист Сергей Пашин считает идею объединения судов не очень продуктивной. Г-н Пашин заметил, что мировой опыт – это разделение компетенций разных судебных систем. Отходить от этой практики нерационально. 

Омский адвокат Андрей Мотовилов считает: «Исторически так сложилось, что Арбитражный суд решает коммерческие споры, а Верховный – уголовные дела, поэтому специфика этих органов разная, хотя в перспективе объединение могло бы принести свои результаты. На мой взгляд, для судов сейчас стоит более насущная проблема их независимости».

Известный омский правозащитник Владимир Виноградов высказал мнение, что проблема назрела давно и решать ее нужно именно сейчас: «Мы живем по одному закону, а вот решения суда, то бишь Арбитражного или Верховного, зачастую несопоставимы. Нужно завершить давнишний спор: «какой суд главный».

Ольга Задорожнева