Наиболее заметным симптомом можно назвать сокращение производства тепловой и электрической энергии. На потребительском рынке оборот розничной торговли и платных услуг отстает от инфляции.

По данным Омскстата, за пять месяцев 2013 года индекс промышленного производства составил 105,7% к уровню января-мая 2012 года. При этом из трех его компонентов вырос (+6,9 п.п.) только один - индекс обрабатывающих производств. Индекс добычи полезных ископаемых обвалился до 80,5%, а производства и распределения электроэнергии, газа и воды остался на прежнем уровне.

Май стал по-настоящему провальным месяцем: добыча полезных ископаемых упала с апрельского уровня почти в семь раз, а производство энергии и газа - на четверть. Это признак того, что крупные потребители энергии (предприятия) сократили ее покупку - и, соответственно, выпуск своей продукции. Рост на 13% в промышленности обеспечили, преимущественно, нефтехимия и производители продуктов (включая напитки).

Спад в экономике не может не отражаться на потребительском рынке. При годовой инфляции на уровне 8% оборот розничной торговли в январе-мае практически не вырос относительно того же периода прошлого года: он составил 104 миллиарда 189,9 миллиона рублей, прибавив всего 0,1%. То есть цены росли, что показывает уровень инфляции, но продажи товаров сокращались.

Увеличение оборота общественного питания на 9,3% (до 3 миллиардов 715,7 миллиона рублей) оказалось чуть выше инфляционного привеса.

Объем платных услуг населению остался без изменения - 26 миллиардов 909,7 миллиона рублей. Между тем цены на коммунальные и транспортные услуги ощутимо выросли. Если же поставщики услуг не получают этих «прибавок», значит, либо потребители научились очень эффективно экономить, либо часть из них перестала платить. Есть еще маловероятный вариант «поставщики скрывают доходы».

Татьяна Ильина