Нефтекомпания объясняет это повышенным спросом на топливо.

«Газпром нефть» предложила владельцам АЗС, работающим по ее франшизе, изменить условия франчайзингового договора. Пока  владельцы заправок платят компании фиксированный ежемесячный платеж 200 тыс. руб. в месяц, а также роялти 30–80 коп. за каждый проданный литр топлива. Размер роялти — а на него приходится большая часть расходов франчайзи — зависит от количества проданного топлива, и такая система мотивирует партнеров увеличивать его продажи, чтобы уменьшить удельные расходы. Заправки добиваются увеличения проливов за счет введения акций и скидок.

Теперь же, по словам собеседников газеты «КоммерсантЪ», компания предложила франчайзи перейти на фиксированное роялти.

Сама нефтекомпания сообщила, что решила поменять подходы к оплате роялти в условиях повышенного спроса на топливо, который в числе прочих факторов привел к росту биржевых цен на бензин до исторических максимумов. При этом цены на АЗС растут значительно медленнее, чем в оптовом звене, из-за чего розничные операторы сейчас терпят значительные убытки. Таким образом, изменение подхода «Газпром нефти» может быть связано с желанием поддержать франчайзи.

Но независимые эксперты приводят другое объяснение. Так, по мнению президента «Нефтяного клуба Петербурга» Олега Ашихмина, с помощью фиксированного роялти «Газпром нефть» может концентрировать объем нефтепродуктов на своих собственных станциях, потому что сейчас товара явно не хватает.

«Предполагаю, что они оттягивают на себя большинство покупателей, работая в убыток и преследуя цель привлечь клиентов на свою сторону. Этот приток водителей на станции и не позволяет в полном объеме обеспечивать свои сети», — полагает он.