Сначала — против строительства храмов. Потом, став прихожанами, жалеют о протестах. Основатель движения «Сорок сороков» рассказал БК55 о семье и о том, как ему удалось решить конфликты при строительстве 18 церквей.

В Омске побывал брат певицы Ольги Кормухиной, композитор и основатель общественного движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин. Корреспонденту БК55 удалось с ним пообщаться.

 — Андрей, с какими целями пожаловали в Омск?

— У моего приезда две задачи. Первая — с моим другом и сооснователем движения «Сорок сороков», чемпионом России по боксу Владимиром Носовым (я его называю и считаю своим братом во Христе) приняли участие в форуме «Весна духовная», который проходил у вас в Конгресс-холле. Там у нас было три лекционные площадки, на которых мы рассказывали в том числе о традиционных семейных ценностях.

Вторая — нас ждали наши сторонники, единомышленники движения «Сорок сороков», с которыми мы обсудили предвыборную программу — готовимся к выборам в Госдуму в сентябре 2021 года.

— От какой партии?

— Мы достигли стратегического соглашения с партией «Общероссийский народный союз» вашего земляка Сергея Бабурина. Участники «Сорока сороков» пойдут на выборы по ее партийному списку.

 — Что у вас общего с Бабуриным и «Общероссийским народным союзом»?

— Много общего. Сергей Николаевич традиционалист, а мы являемся лидером традиционалистского движения в России. Уже восемь лет занимаемся традиционными духовно-нравственными целями. У нас три основных тезиса: семья, достаток, справедливость. Семья на первом месте, потому что именно традиционные семейные ценности являются в «вымирающей» сегодняшней России приоритетом.

 — Вы еще отстаиваете строительство православных храмов. Зачастую люди протестуют — говорят: «Зачем деревья вырубать?» или «Почему не построить на этом месте спорткомплекс?»… Как найти компромисс?

— Храм сам по себе уже компромисс. В преддверии дня рождения движения «Сорок сороков» — это 1 июня, день святых Дмитрия Донского и Евфросинии Московской, у которых было 12 детей и которых мы считаем своими покровителями — мы насчитали порядка 18 храмов, которым помогли решить эти конфликты.

У нас большой опыт…

 — Как вы их решаете?

— Только любовью, милосердием, разъяснительной работой…

Потому что большинство жителей, выступающих против строительства храма — это, как правило, хорошие, честные, добрые люди, которых запугали страшилками, будто деревья все выпилят, парк заберут, попы будут свечные заводики ставить, колокола — звонить с утра до вечера и покойников возить… Мы каких только небылиц не наслушались… С этим можно бороться, только общаясь с людьми и объясняя, что им принесет строительство храма.

А принесет реально много пользы.

— Какой же?

— В том числе уменьшится криминальная ситуация в месте, где появится храм.

— Чем докажете?

— Докажу очень просто.

Когда мы помогали одному из храмов появиться в Москве, в парке к нам подошла группа любителей выпить и прозвучало: «Мы не хотим, чтобы здесь был храм». Спрашиваем: «Почему?». Отвечают: «Это наше место — мы тут привыкли гулять, выпивать, отдыхать». Мы объяснили, что из многих гектаров парка храм займет всего лишь 40 соток — это 1-2 процента от общей площади. И все равно настаивают: «Если храм появится, как мы сможем рядом с ним выпивать?».

Логика железная даже у таких людей — они понимают, что рядом с храмом плохие дела творить нельзя.

 — А с вырубкой деревьев как быть?

— Это один из самых расхожих аргументов противников строительства храма при его проектировании — что выпилят деревья. Да, какое-то количество деревьев при строительстве может пострадать. Но, как правило, для строительной площадки убирают как можно меньше деревьев. И это не эксклюзивные сосны или древние дубы, а кустарник, тополя, иногда уже больные. Не было ни одного храма в Москве. где бы на месте срубленных деревьев не появилось их в разы больше… То есть срубают пять-шесть, а появляется 20-30 деревьев — прекрасные туи, клены.

Храмовая площадка, как правило, становится жемчужиной микрорайона — там все обустраивается, появляются детские сооружения. Родителям с детьми гораздо приятнее гулять на детской площадке у храма, где атмосфера любви, дружбы, милосердия, взаимовыручки… Храм и ландшафт вокруг него становятся архитектурной доминантой района, точкой притяжения… Не было еще ни одного случая, чтобы среди протестовавших против строительства храма людей не нашлись те, кто, став прихожанином построенного храма, не сожалел, что участвовал в протестах.

Я вам больше скажу — стоимость квартир рядом с храмом повышается, мне об этом риелторы сообщили. То есть храм, когда продается квартира, становится дополнительным преимуществом.

 — Андрей, а вот интересная история — как исполнитель главной роли в фильме «Иерей-сан. Исповедь самурая», американский актер японского происхождения Кери Тагава решил помогать движению «Сорок Сороков»… Он действительно участвует в движении?

— Можно сказать, что Кери наш единомышленник. Он очень хороший человек. Сыграв в фильме православного священника, принял православие с именем Пантелеймон. Мы прониклись его ролью, он проникся нашими планами — увидел в нас близких по духу людей. Он очень почитает святого Николая Японского…

— Не слышала о нем…

— Вы почитайте.

Он приехал в Японию с христианской миссией — огромные приходы создал. Почитаем был настолько, что там появилась Японская православная церковь, часть Русской православной церкви. А ведь это практически невозможно, чтобы в Японии развивалась чужая культура… Да еще у нас же были сложные отношения с Японией, война…

Тем не менее в Токио появилось православие, и Николай Японский, хотя обращение в христианство там было запрещено законом, крестил бывших самураев.

— Очень интересно. А часто Кери бывает в России?

— Приезжал пару раз, мы встречались, общались. Он обязательно посещает храмы…

— Он исключение из правил или движение «Сорок сороков» интересно иностранцам?

— Запрос на духовные ценности огромен во всем мире. Вы даже не представляете, какой интерес движение «Сорок сороков» вызывает за границей! К нам обращаются люди из Германии, Франции, Испании, других стран — причем не наши мигранты, а именно немцы, французы, испанцы, которые хотят открыть отделения движения в других странах.

 — Чего им так не хватает?

— Именно традиционных ценностей. Они, к примеру, не понимают новшества в католицизме, когда Папа Франциск поддержал однополые союзы. И там уже священников штрафуют, если они отказываются венчать однополые пары. Иностранцы даже одежды хотят, как у нас — футболки с русским богатырем.

Я спрашивал: «Вас не смущает, что это наш национальный герой?» — «Нет, не смущает…».

— Но есть и оппоненты. В сети чего только не пишут про ваше движение… Даже нацистами вас называют!

— Когда движение «Сорок Сороков», появившись, заняло проактивную позицию в общественном пространстве, стало одерживать победу за победой в деле защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, кого-то это стало раздражать. Многие привыкли, что в общественно-политическом поле существуют только две идеологемы: либералы и коммунисты… На нас обрушился чудовищный поток инсинуаций и лжи. Какие только выдумки мы не услышали в свой адрес!

Нам практически сразу сократили нашу аббревиатуру ДСС (Движение «Сорок Сороков») — убрав начальную букву и стали называть ссовцами, хотя нормальные люди всегда нас называли сороко́вцы или сороковичи. Нашу многонациональную организацию, в которой члены 15 национальностей, пытались записать в нацисты, говоря, что якобы наш флаг похож на нацистский.

Конечно, это откровенная ложь и пропаганда. Красные пасхальные цвета наших знамен имеют многовековую историю (а Ротшильдовские красные знамёна марксизма и нацизма появились только в ХIX–XX веках). С красными стягами, как у нас, наши великие предки выходили на Куликовскую битву и Ледовое побоище. Ещё одну легенду распространяли про нас, якобы избивали людей. Я не скрою — среди сотен тысяч наших сторонников есть много спортсменов. Поэтому, когда у нас возникали конфликтные ситуации, наши ребята-спортсмены не то что руки на противников Церкви и традиционных духовно-нравственных ценностей не поднимали — наоборот: на камни, ледышки, палки, которые летели в нас, мы отвечали улыбками и молитвами.

Как гласит русская поговорка — солдат ребенка не обидит. С большинством наших оппонентов мы находим общий язык.

Были бы омские депутаты многодетными, они бы поняли…

 — Андрей, как ваша семья относится к тому, что бросили бизнес и занялись общественной деятельностью?

— У меня замечательная семья.

Мы с супругой прожили более 26 лет, у нас девять детей. Прекрасные ребята, дай Бог, чтобы и дальше все у них было хорошо… В прошлом году я стал еще и многодетным дедушкой — у меня стало два внука и внучка. Два сына уже женились, сейчас еще свадьба намечается. Семья меня поддерживает, понимая важность того, чем я занимаюсь. Супруга меня всегда поддерживала и в горести, и в радости. Есть такая поговорка: «С милым рай и в шалаше». Я знаю, что она пошла бы со мной куда угодно.

Понадобится — и в Сибирь, как жена декабриста…

— То есть не было такого, что вы не принесли деньги и она сказала бы: «Ты мне не нужен»?

— У нас в семье деньги никогда не стояли на первом месте. А мы с ней проходили через очень сложные ситуации, когда совсем не было средств. Это сейчас мне легко рассуждать про девять детей… В начале нашей супружеской жизни и первый, и второй ребенок родились, когда мы снимали квартиру, в 1990-е. Нам ничего так просто не доставалось… Но благодаря тому, что с нами были вера, память о наших предках, духовные нравственные ценности, мы все преодолели. Сейчас я бы готов был со всеми поделиться своим счастьем: приходите ко мне, расскажу, как стать счастливым человеком!

— А многодетным омичам можно со своими проблемами обращаться? Некоторые на грани выживания. Доплата за детское питание в школах 5 руб., депутаты не увеличили…

— Конечно, обязательно пусть обращаются — меня легко найти в соцсетях. А насчет доплат — вы посмотрите, являются ли омские депутаты многодетными отцами, матерями? Тогда поймете… Как может человек, который сам не имеет многодетной семьи, в полной мере понять, насколько тяжело выживать?

Мы, если победим на выборах в Госдуму, в первую очередь поднимем вопрос о том, чтобы многодетных матерей приравняли к работающим, чтобы это стало профессией. Если женщина дома воспитывает много детей, она имеет право на зарплату от государства! Потому что нет ничего лучше, чем воспитание в семье — никакая чужая тетя в садике или школе не воспитает ребенка, как родная мама. Так дайте ей такую возможность!

 — Тем более, что и устроиться на работу многодетным непросто…

— И работу нормальную зачастую не дают — если ребенок заболеет, уйдет на больничный. А если не один… Недавно президент Путин выступал в Федеральном собрании: обозначил, что у нас проблемы с демографией. Он сказал: «Сбережение народа России — наш высший национальный приоритет». А раз так, отчего же многодетных матерей не поддержать?

Моя жена, другие мамы воспитывают по девять детей — почему бы не окружить их заботой? Ваших депутатов не понять — у вас не самая бедная область… Еще Ломоносов сказал, что Россия будет прирастать Сибирью. Нужно, чтобы люди не уезжали из Омска, а, наоборот, приезжали в эти красивые места. Такие просторы, красота — люди должны здесь жить!

— Андрей, спасибо вам за поддержку омских семей и добрые слова об Омске.

— Добавлю, что очень люблю ваш город. Он напоминает мне Нижний Новгород, откуда я родом — тоже на двух берегах большой реки, что не так часто встречается (Самара, Чебоксары расположены на одном берегу)… В Омске я второй раз, и уже снова зовут ребята-спортсмены, сторонники нашего движения.

Надеюсь, еще не раз сюда приеду.

— Приезжайте!

Мария Мельникова