Причиной тому стали грубые нарушения уголовно-процессуального закона.
Столичные судьи удивились, почему разбирательство идет не в Омске, где проживают 99 свидетелей из 111, включенных в список лиц, подлежащих вызову в суд.
Судебная коллегия по уголовным делам Мосгорсуда под председательством судьи Эллады Бондаренко вернула заместителю генерального прокурора уголовное дело в отношении омичей Сергея Калинина, Александра Орлова, Константина Марченко, Ольги Шебловой, Инны Пахотиной и москвича Александра Буцина. Двое из них — бывшие директора Омскгоргаза. Всем им инкриминируется организация преступного сообщества или участие в нем и три эпизода мошенничества.
Как сообщили «Коммерческим вестям» в пресс-службе Мосгорсуда, дело было возвращено «для устранения препятствий его рассмотрения судом». Случилось это еще 24 мая. Причем в режиме предварительного слушания — еще до рассмотрения по существу.
Напомним, что генпрокуратура России утвердила обвинительное заключение еще в ноябре прошлого года. Дело было адресовано в Московский городской суд как первую инстанцию и даже началось его рассмотрение. Однако по причине замены в составе тройки судей, дело принялись рассматривать заново, поскольку так положено по закону. И сразу же постановили вернуть его в прокуратуру.
Примечательно, что в расписании судебных заседаний это дело вообще не значится. По той причине, что в нем есть нерассекреченные данные.
Как стало известно, формулировка возвращения дела следующая.
«В 2011 году указанные лица совместно подготовили и направили в Региональную энергетическую комиссию Омской области и ФСТ России заявления от имени ООО «Омскгазсеть» на установление тарифов на транспортировку газа. При этом с целью завышения тарифа включили в него заведомо необоснованные затраты на аренду, содержание и обслуживание сетей и производственных помещений, оплату труда и прочие расходы.
Одновременно Калинин обеспечил назначение 29 июня 2012 года Марченко на должность председателя региональной энергетической комиссии. Действуя в интересах организаторов и участников преступного сообщества, Марченко подписал заключения об обоснованности предложенных тарифов.
После этого соучастники, вводя контрагентов в заблуждение относительно реальной стоимости оказываемых услуг, заключили договоры по транспортировке газа. В результате этого с 1 декабря 2011 года по 13 июля 2018 года были похищены денежные средства потребителей на сумму 1 млрд 903 млн рублей».
В своем определении Мосгорсуд нашел «заслуживающими внимание аргументы защитников, приведенные в соответствующих ходатайствах, относительно допущенных следователем ошибках при исчислении указанного в обвинении размера причиненного ущерба, а также неверном указании мест и дат окончания совершения преступлений, которые влияют на определение подсудности данного дела».
Суть, в частности, в том, что речь в обвинении идет о юрлицах, зарегистрированных в Омске, и событиях, состоявшихся в Омской области. Но судебное разбирательство началось в Москве, хотя по закону должно происходить там, где совершено преступление. Напомним, что проведшего немалое время в столичном СИЗО Олега Шишова привезли для суда сначала во Владивосток, потом в Омск.
Любопытно, что все предыдущие судьи не принимали ранее во внимание многочисленные ходатайства защиты, в которых та на протяжении лет указывала на неверно начисленный ущерб — начиная с адвоката Андрея Хабарова, заявлявшего об этом еще при самом первом аресте председателя совета директоров АО «Омскгоргаз» Сергея Калинина в Омске.
В итоге, суд пришел к выводу, что следователем «были допущены нарушения требований уголовно-процессуального закона, которые невозможно устранить в ходе судебного разбирательства и при которых исключается возможность постановления судом приговора или иного решения».
При возвращении дела суд также обратил внимание прокурора, что «из существа предъявленного обвинения следует, что инкриминируемые подсудимым преступления, в том числе предусмотренное ч.3 ст. 210 УК РФ, были совершены в г. Омске, где также проживают 99 свидетелей из 111, включенных в список лиц, подлежащих вызову в суд. В связи с чем, после устранения указанных судом недостатков, на основании которых суд возвращает дело, должен быть решен вопрос о подсудности настоящего дела».
Этим же определением суд продлил до 24 сентября срок содержания под стражей для Сергея Калинина, Константина Марченко, Александра Буцина и домашний арест — для Александра Орловой, Ольги Шебловой, Инны Пахотиной.