В пятницу состоялся круглый стол, на котором обсуждали новый 248-ФЗ.
Закон разработан с целью устранения недостатков существующего правового регулирования государственного и муниципального контроля. Ранее акцент делался на проведение проверок, которые были наиболее затратны как для бизнеса, так и для надзорных органов.
Итак, анализ основных положений 248-ФЗ.
Предмет надзора (что проверяется) — оценка соблюдения гражданами и организациями обязательных требований.
Объект надзора (источник риска) –
- деятельность, действия/бездействие граждан и организаций (то есть процессы);
- результаты деятельности граждан и организаций, в т. ч. продукция, работы, услуги;
- здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и др.
Цифровизация государственного надзора:
- Единый реестр надзорных мероприятий. Не допускается проведение надзорных мероприятий при отсутствии о нем сведений в едином реестре.
- Оформление документов при осуществлении надзора будет производиться в электронной форме.
- Мониторинг. Новый режим государственного контроля позволяет по заявлению контролируемого лица систематически и удаленно получать и анализировать информацию об объектах контроля.
- Межведомственное взаимодействие. Надзорные органы не вправе запрашивать у контролируемых лиц сведения и документы, которые могут быть получены в рамках межведомственного взаимодействия.
Надзор будет осуществляться на основе управления рисками, путем выбора профилактических и надзорных мероприятий, их содержания, интенсивности и результатов.
Презумпция добросовестности перестает существовать. Добросовестность теперь будет оцениваться в соответствии со ст. 23 нового закона.
Досудебное обжалование решений надзорного органа станет обязательным с 2023 года.
Основная цель работы надзорных органов — профилактика причинения вреда.
Профилактические мероприятия:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- меры стимулирования добросовестности;
- объявление предостережения;
- осуществление консультирования;
- самообследование;
- профилактический визит.
Новые виды надзорных мероприятий:
- мониторинговая закупка;
- выборочный контроль;
- инспекционный визит и выездное обследование.
! Увеличился набор способов для оценки соблюдения обязательных требований (глава 13).
! Совершение надзорного действия, недопустимого для определенного надзорного мероприятия — грубое нарушение, которое ведет к недействительности мероприятия и отмене решении, принятого надзорным органом по результатам такого мероприятия.
Теперь об итогах мероприятия… для меня они следующие:
Вывод 1. Профилактика нарушений — основной лейтмотив 248-ФЗ
Теперь эффективность работы контрольно-надзорных органов будет оцениваться не по количеству проведенных мероприятий контроля, а по их эффективности. Новый закон позволяет надзорным органам сконцентрировать усилия на тех контролируемых лицах, у которых выше риски нарушений.
С другой стороны, закон дает возможность бизнесу снизить свои риски через внедрение системы комплаенса. В частности закон разрешает страхование ответственности, проведение независимой оценки соблюдении обязательных требований, самообследование.
Вывод 2. Бизнес ждет период турбулентности.
Масштабный 248-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2021 года. Но! Большинство контрольно-надзорных органов к этому времени не успевают разработать Положения о видах контроля.
Это означает, что каждый надзорный орган, до принятия им Положения, будет осуществлять проверки по старому 294-ФЗ. А юристы компаний не только держать в уме положения двух законов, но и отслеживать появления новой информации на официальных сайтах надзорных органов.
Представители надзорных органов полагают, что ситуация вскоре изменится, Положения будут разработаны и утверждены уже в — III–IV квартал 2021 года.