В пятницу состоялся круглый стол, на котором обсуждали новый 248-ФЗ.

Закон разработан с целью устранения недостатков существующего правового регулирования государственного и муниципального контроля. Ранее акцент делался на проведение проверок, которые были наиболее затратны как для бизнеса, так и для надзорных органов.

Итак, анализ основных положений 248-ФЗ.

Предмет надзора (что проверяется) — оценка соблюдения гражданами и организациями обязательных требований.

Объект надзора (источник риска) –

  • деятельность, действия/бездействие граждан и организаций (то есть процессы);
  • результаты деятельности граждан и организаций, в т. ч. продукция, работы, услуги;
  • здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства и др.

Цифровизация государственного надзора:

  • Единый реестр надзорных мероприятий. Не допускается проведение надзорных мероприятий при отсутствии о нем сведений в едином реестре.
  • Оформление документов при осуществлении надзора будет производиться в электронной форме.
  • Мониторинг. Новый режим государственного контроля позволяет по заявлению контролируемого лица систематически и удаленно получать и анализировать информацию об объектах контроля.
  • Межведомственное взаимодействие. Надзорные органы не вправе запрашивать у контролируемых лиц сведения и документы, которые могут быть получены в рамках межведомственного взаимодействия.

Надзор будет осуществляться на основе управления рисками, путем выбора профилактических и надзорных мероприятий, их содержания, интенсивности и результатов.

Презумпция добросовестности перестает существовать. Добросовестность теперь будет оцениваться в соответствии со ст. 23 нового закона.

Досудебное обжалование решений надзорного органа станет обязательным с 2023 года.

Основная цель работы надзорных органов — профилактика причинения вреда.

Профилактические мероприятия:

  • информирование;
  • обобщение правоприменительной практики;
  • меры стимулирования добросовестности;
  • объявление предостережения;
  • осуществление консультирования;
  • самообследование;
  • профилактический визит.

Новые виды надзорных мероприятий:

  • мониторинговая закупка;
  • выборочный контроль;
  • инспекционный визит и выездное обследование.

! Увеличился набор способов для оценки соблюдения обязательных требований (глава 13).

! Совершение надзорного действия, недопустимого для определенного надзорного мероприятия — грубое нарушение, которое ведет к недействительности мероприятия и отмене решении, принятого надзорным органом по результатам такого мероприятия.

Теперь об итогах мероприятия… для меня они следующие:

Вывод 1. Профилактика нарушений — основной лейтмотив 248-ФЗ

Теперь эффективность работы контрольно-надзорных органов будет оцениваться не по количеству проведенных мероприятий контроля, а по их эффективности. Новый закон позволяет надзорным органам сконцентрировать усилия на тех контролируемых лицах, у которых выше риски нарушений.

С другой стороны, закон дает возможность бизнесу снизить свои риски через внедрение системы комплаенса. В частности закон разрешает страхование ответственности, проведение независимой оценки соблюдении обязательных требований, самообследование.

Вывод 2. Бизнес ждет период турбулентности.

Масштабный 248-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2021 года. Но! Большинство контрольно-надзорных органов к этому времени не успевают разработать Положения о видах контроля.

Это означает, что каждый надзорный орган, до принятия им Положения, будет осуществлять проверки по старому 294-ФЗ. А юристы компаний не только держать в уме положения двух законов, но и отслеживать появления новой информации на официальных сайтах надзорных органов.

Представители надзорных органов полагают, что ситуация вскоре изменится, Положения будут разработаны и утверждены уже в — III–IV квартал 2021 года.