Существующая реальность предъявляет высокие требования к реализаторам региональных проектов — раньше не было таких высоких требований — было проще.

Небольшое отступление в тему от Альберта Эйнштейна:

«Как-то раз у великого ученого спросили, как он поступит, если на решение определенной проблемы у него будет ровно час. Эйнштейн ответил: 55 минут он потратит на то, чтобы правильно обозначить имеющуюся сложность, а 5 минут — на то, чтобы ее разрешить.».

То есть, если взять проекты Омской области так или иначе озвученные на самых разных уровнях, то весьма важно определиться, а тот или иной проект на каком уровне должен быть реализован, чтобы была высока вероятность того, что получится? На городском, на областном, на межрегиональном, на федеральном, межгосударственном или международном (мировом)? Или просто на бизнес-уровне, если найдётся какой-то «шальной» инвестор, который на себя возьмёт все риски?

Возьмём, для примера, проект, связанный с судостроением в Омской области. Уровень городской — в рамках города можно построить судостроительное предприятие, убедив в идеальности проекта инвесторов, федеральный и региональные бюджеты и других. Построим производство — но, в рамках городского пространства нет необходимости в судах — для этого необходимо выйти за пределы городской черты. Значит в рамках города проект не жизнеспособен.

Уровень областной — в рамках области возможно найдутся желающие приобрести суда, но с полной уверенностью можно констатировать, что они не приобретут того количества судов, которое необходимо, чтобы судостроительное предприятие было рентабельным. Значит в рамках области проект также не жизнеспособен.

Уровень межрегиональный (Обь-Иртышский бассейн) — на этом уровне проект вполне может быть реализован, но для этого необходимо провести определённую работу в виде подпроектов, а именно: — увеличить объём грузов до 20 миллионов тонн в навигацию через оптимизацию речной логистики — она должна быть коммерчески интереснее других видов логистики, — возобновить или увеличить грузопотоки по Иртышу с Казахстаном, — способствовать инвестиционной привлекательности территорий Обь-Иртышского бассейна — больше новых предприятий и видов деятельности — больше потребность в грузоперевозках, — выпускать современные суда с характеристиками коммерчески интересными — провести исследования, — оптимизировать речную инфраструктуру и наладить обслуживание русла рек, — другое.

Уровень Федеральный — на этом уровне проект тоже может быть жизнеспособен. Для этого необходимо на федеральном уровне инициировать развитие других речных бассейнов России — инициировать увеличение речных пассажиро- и грузоперевозок — это повысит потребность в судах.

Уровень Международный — на этом уровне проект тоже может быть жизнеспособен. Мы на этом уровне попадаем в жёсткую конкурентную среду — поэтому, чтобы сильно не конкурировать, мы должны предложить «Другое» — другое в технологии логистики, в конструкциях судов, в различных схемах по обслуживанию пассажиров и грузов и так далее. Для успешной реализации проекта судостроения в Омске, если прислушаться к Альберту Эйнштейну для первых 55 минут нужны люди, как минимум с международным мышлением.

Думаю, в Омске таковые найдутся.

Василий Цой