Дмитрий Потопальский «заставил заговорить» цифры на сайте местного фонда ОМС.

Пандемия COVID-19 за последний год внесла серьезные изменения в устойчивость и сбалансированность системы омского здравоохранения — считает директор Центра экспертизы в области здравоохранения Дмитрий Потопальский.

Он проанализировал данные на сайте ТФОМС Омской области за 2020 — начало 2021 года по объемам медпомощи, которые тот выделяет омским больницам и поликлиникам.

И — пришел к неутешительным выводам:

«Отмененная плановая мед.помощь в амбулаториях и стационарах, запрет диспансеризации и мед.осмотры в 2020 году спровоцировали резкое снижение доходов мед.организаций и увеличение их задолженности перед поставщиками. Добавьте к этому случаи неэффективного расходования средств ОМС, завышения стоимости приобретения мед.изделий, расходных материалов и лекарств, необоснованное увеличение штата управленческого персонала и его зарплат, неукомплектованность врачами-специалистами… Нередко — отсутствие капитальных ремонтов в зданиях больниц и поликлиник, их недостаточная материально-техническая оснащенность, особенно первичного звена…

В таком состоянии система здравоохранения Омской области, по моим наблюдениям, «пришла» в 2021 год.

Считаю, что команда нового министра Александра Мураховского не смогла пока стабилизировать ситуацию. Разработанная региональным минздравом территориальная программа ОМС Омской области на 2021 год оптимизма бюджетным больницам не добавила.

Объемы медицинской помощи, включая стационарную и неотложную, были снижены почти для всех центральных районных больниц!

Разумно было бы предположить, что, раз в ЦРБ объемы мед.помощи снизили, значит, пациентов из районов будут маршрутизировать в многопрофильные стационары Омска.

Но это оказалось не так.

Почти всем омским стационарам — в том числе дневным — также уменьшили объемы стационарной помощи. Больше других, как следует из моего анализа данных на сайте омского ТФОМС, лишились объемов госзадания КМСЧ № 7, ГКБ № 11, ОКБ и ОДКБ.

Почти 70-ти процентам взрослых городских поликлиник уменьшили объемы неотложной помощи. А объемы помощи, оказываемой в дневных стационарах, были снижены не только для взрослых, но и для детских поликлиник.

В прошлом году чиновники облминздрава планировали передать скорую неотложную медпомощь поликлиникам, но тогда не получилось. А в этом — снизили даже имеющуюся.

По моим наблюдениям, территориальная программа ОМС Омской области еще никогда не покрывала реальной потребности граждан в медпомощи. Больницы и поликлиники зачастую получают ограниченные объемы ее оказания. И если больница превысит лимит, дополнительно пролечив пациентов, то ей никто за это не платит. Но отказать больницы не вправе. Закон жестко прописывает: даже если объемы медпомощи у больницы закончились в середине месяца, она обязана бесплатно лечить пациента.

В связи с этим возникает вопрос: долго ли просуществует доступная и качественная медпомощь в тех больницах и поликлиниках, которые тратят больше, чем зарабатывают?

Для общего понимания системы ОМС нужно еще учесть, что трудоспособные граждане прибегают к медпомощи по ОМС на 30% меньше, чем пенсионеры, предпочитая лечиться в частных клиниках или федеральных медцентрах. Но если экономическая ситуация не улучшится, и они будут вынуждены вернуться в систему ОМС…

В 2021 году бюджетная система здравоохранения Омской области, столкнувшись со всеми этими проблемами, должна еще как-то выполнить работу по формированию коллективного иммунитета жителей против COVID-19, а также начать 5-летние работы по модернизации первичного звена на средства федерального бюджета.

Но — пока привито меньше 50 тыс. человек и к модернизации не приступали…

Считаю, что это проблемы не самой системы, не ее медицинских работников. Это задачи и проблемы ее управленцев. Способны ли они показать нам качественный результат — покажет ближайшее будущее.

А нам всем стоит позаботиться о своем здоровье и верить в них, других все равно нет».