А на судей можно будет жаловаться по телефону доверия круглосуточно
C марта вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».
Отныне те адвокаты, чей статус прекращен по конкретным основаниям, не вправе представлять своих клиентов в суде, если не являются законными представителями.
Основания для запрета: приговор суда о признании адвоката виновным в совершении умышленного преступления (вступивший в законную силу); неисполнение или ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей перед доверителем; нарушение норм кодекса профессиональной этики адвоката; незаконное использование и разглашение информации, связанной с оказанием помощи своему доверителю либо систематическое несоблюдение требований к адвокатскому запросу.
Президент Федеральной палаты адвокатов РФ Юрий Пилипенко считает, что новая норма сложна и в понимании, и в применении. Порталу Pravo.ru он сообщил, что норма не обсуждалась с адвокатским сообществом до ее принятия Госдумой во втором чтении:
«Нет такой профессии, как представительство в суде. Поэтому человек, у которого это право будет изъято, может заниматься другой юридической деятельностью. И, конечно, никакого антиконституционного запрета на профессию здесь нет.
Любой адвокат, лишенный статуса, может сдать экзамен через определенный период времени, который каждый раз устанавливается советом региональной палаты при принятии решения о прекращении статуса».
Кто-то из экспертов говорит о дискриминация: мол, адвокат, лишенный статуса, не может представлять интересы доверителя, а юрист, у которого адвокатского статуса нет, может даже после привлечения к уголовной ответственности.
Однако многие адвокаты считают норму полезной.
Так, адвокат Максим Кульков заявил, что согласен с новшеством — во многих странах (к примеру, Англии, США, Швейцарии, Германии) судебное представительство могут осуществлять только юристы, допущенные к практике:
«Лишение лицензии — статуса — означает невозможность судебного представительства, а в некоторых юрисдикциях и вообще невозможность консультирования клиентов».
Адвокат, грубо нарушающий закон или нормы адвокатской этики, должен быть серьезно ущемлен в своих правах. Он должен буквально остаться без работы — убежден адвокат.
В России же до принятия нормы адвокат, потеряв статус, лишался лишь некоторых немногочисленных привилегий — права направлять адвокатские запросы и так далее.
Его поддерживает адвокат Борис Романов, считающий, что новая норма, помимо прочего, «защитит интересы доверителей от недобросовестных действий представителей, уже лишенных статуса адвоката».
Однако, чтобы закон работал, нужен, по его мнению, прямой запрет в процессуальных кодексах и порядок, по которому суды будут проверять, есть ли у представителей ограничения на представительство.
Непросто придется вскоре и недобросовестным судьям. Судебный департамент при Верховном суде РФ намерен создать Телефон доверия для противодействия коррупции — проект приказа на сей счет проходит сейчас независимую экспертизу.
Согласно проекту, планируется установить телефонную линию, по которой россияне смогут сообщать о коррупции и других проступках сотрудников Судебного департамента — это судьи, их помощники, секретари судебного заседания, администраторы.
Кроме того, пожаловаться на Прямую линию можно будет и на сотрудников «Информационно-аналитического центра поддержки ГАС «Правосудие».
Планируется, что все звонки будут автоматически записываться, а сообщения — храниться около года. Если в обращении обнаружится информация о противоправном деянии судьи (помощника, секретаря), то не позднее следующего рабочего дня оно будет передано в прокуратуру или иные гос.органы.
Наташа Вагнер