Ученые обсудили роль сибирского казака в судьбе России. 

В конце января 2021 г. в Омской государственной областной научной библиотеке им. А. С. Пушкина в дистанционном формате прошел круглый стол «Фигура Ермака в исторической судьбе России и сибирских народов».

Главный организатор мероприятия — Тарская епархия Русской Православной Церкви. Также одним из инициаторов этого обсуждения стал писатель Василий Дворцов.

Всего же в дискуссии, занявшей более четырех часов, поучаствовали 25 специалистов по сибирской тематике.

Эта тема была выбрана неслучайно. Ведь в наши дни все чаще можно услышать обвинения этого исторического деятеля и его соратников в захвате чужих земель, истреблении коренных народов, насаждении чуждых российских порядков и «других смертных грехах».

Как отметил кандидат исторических наук Алексей Конев, в Сибири нет более известной фигуры, чем Ермак.

«Первоисточников сохранилось немного, наши знания опираются на летописи, которые были составлены спустя существенное время после самого похода. Одна из летописей до нас дошла в составе кунгурского летописца, которая была обнаружена Ремизовым и проиллюстрирована им.

Архиепископ Киприан, будучи человеком книжным, при устроении Тобольской епархии обратился к сподвижникам Ермака. Казаки по просьбе владыки Киприана составили, так называемое, написание. Оно до нас не дошло, не сохранилось, но следы его мы видим в синодике, который был сделан на основе этого написания.

В 1636 году знаменитый Савва Есипов, опираясь на синодик, составит знаменитую Есиповскую летопись. В ней поход трактуется как Божиим промыслом свершившееся предприятие, смысл которого состоял в том, что победа Ермака и его дружины над сибирским ханом состоялась, дабы привести этот край под скипетр держательства православных русских царей», — сказал ученый.

Алексей Конев подчеркнул: к слову «колонизация» он относится вполне нормально. Ведь оно обозначает заселение, продвижение, освоение.

Доктор исторических наук Дмитрий Володихин уверен, что поход Ермака был масштабной разведкой боем, которая привела к обвалу вооруженных сил Сибирского ханства.

«Но закрепиться в Сибири эта линия экспансии, линия казачья, линия «промышленников» не давала. От Ермака Москва получила информацию, что такое Сибирь, какие перспективы она открывает и насколько она России может быть полезна. В середине 1580-х гг., при царе Федоре Ивановиче началось масштабное государственное освоение Сибири, главным элементом которого стало строительство городов. Эти русские форпосты имели значение «якорей России» в Сибири», — отметил историк.

Доктор исторических наук Александр Ярков полагает, что в ХХI веке недопустимо использовать в научных докладах слова-образы «захват», «завоевание». Это терминология досоветского времени, и простительна только ученым и публицистам ХIХ века.

«Сибирское ханство не закончилось со взятием Искера: оно продолжало юридически существовать до 1670 года. И пусть даже не на всей территории Сибири, но по правилам престолонаследия ханы сибирские правили. Хотел бы всем адресовать пожелание: быть внимательным к тому, как изложенный в статьях и книгах процесс вхождения территории Сибири (в варианте «завоевания») воспринимают другие люди.

Необходимо переосмысление роли Кучума и Ермака: это равнозначимые, равновеликие фигуры сибирской истории. Они не были идеальными. Но, пройдя «точку бифуркации» социум в 1560–1580 годах под руководством этих харизматичных лидеров изменил «мир Сибири». С этого момента можно говорить о смене темпоритма сибирской истории», — отметил ученый.

Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий в своем докладе подчеркнул: есть образ Ермака в литературе, в науке, есть народный образ, оставленный в фольклоре. И есть образ Божий в самом Ермаке.

«Человек — это не только то, что ему удалось воплотить в своей жизни, но и та цель, которой он следовал. Где-то побеждал, где-то цель оставалась недостигнутой. Но Бог смотрит на сердце человека. И я как служитель Божий, пусть и недостойный, призван Божиим зрением посмотреть на историю освоения Сибири…

Ермак жил в то время, когда иностранцы говорили, что все страны граничат с другими государствами, а Россия граничит с Небом. Если мы хотим углубиться в познание личности Ермака, который вдунул дух Святой Руси в Сибирь, то нужно вдуматься в мироощущение святых.

Преподобный Ефрем Сирин говорил, что исправить в себе грех — это выше, нежели взять город приступом или воскресить из мертвых. А значит для немолодого христианина Ермака и его казаков было важнее победить во внутренней борьбе, чем совершить внешние победы. Для них эти ориентиры были важны при принятии решений. Об этом говорит народный фольклор Сибири. И мы не можем отвергать прозорливость народа.

Суворов сказал: «Победи себя самого и будешь непобедим!» Ермак говорил: «Труса стрела врага достанет даже в Царстве Небесном». Любовь — это жертва. Бывало, казаки поступали по слабости человеческой, но в важных вопросах они руководствовались голосом совести, жертвенностью и любовью. И потому освоение Сибири отличалось от колонизации Америки и тем более Африки. Именно этого европейские историки простить нам не могли, что отразилось в их сочинениях. Мы должны это учитывать, формируя образ исторических событий и личности Ермака», — заключил епископ Савватий.

Что же касается еще одного инициатора обсуждения, писателя Василия Дворцова, он уверен: при царе Иване Грозном не могло быть никакой частной промышленной воли.

«Ермак не мог быть казаком-разбойником, потому, как закончив задание боевое, он перешел к решению управленческих задач, сделав из казаков чиновников. Ермак даже погиб, потому как спешил на помощь к бухарским купцам, которых кучумовцы не пропускали на Русь. Он решал государственные задачи…

Орда, собираемая Кучумом на основе воинской силы, была уже архаикой. Судьба государственных образований, которые оказались между двух мощных цивилизационных очагов — примыкать то к одной стороне, то к другой. Яркий характер, сильный человек, жесткий… не ломающийся…. Но он опоздал: империи уже не строились саблей. Кучум сумел поссориться и с Москвой и с Бухарой. И как правитель стал для них нелегитимен. Поэтому никаких перспектив на самостоятельность у Сибири не было. Была Земля, не было Царства», — резюмировал писатель.

В заключение можно сказать, что все участники отметили очень высокий профессиональный уровень прозвучавших в ходе обсуждения докладов. Эти исторические исследования, как отметил кандидат исторических наук Александр Селезнев, проведены с высочайшим уровнем качества.

«Если говорить об этносе Ермака, совершенно очевидно, что образ смещается из исторической плоскости, из плоскости реального исторического деятеля Ермак становится предметом антропологического исследования в смысле социокультурной антропологии. Ермак — это символ, образ, миф, легенда и предание. Реальная биография требует исследования», — заключил омский ученый.

В ходе обсуждения прозвучали предложения о развитии межрегионального сотрудничества учёных и практиков сибирского и других регионов России в деле сохранения исторической памяти об освоении Сибири и её первопроходцах.

Следующее подобное мероприятие намечено на апрель. А в августе–сентябре Тарская епархия планирует пригласить специалистов по сибирской тематике на круглый стол уже в традиционном, очном формате на площадке духовно-патриотического центра «Застава Ермака» (с. Екатерининское Тарского р-на) в рамках исторического форума «Пространство Сибири».