В рамках фестиваля «Молодые театры России» словенский «Молодежный театр» представил глазам зрителей спектакль «Будь проклят тот, кто Родину предаст». Продемонстрированная работа оказалась куда эпатажнее «Дневников онаниста».

Чуть больше часа длился спектакль словенского театра, но многие зрители так и не досмотрели его до конца.  Постановка, обнажающая горечь и озлобленность словенского народа после страшной гражданской войны в Югославии, пришлась по вкусу не каждому. Однако зрителей возмутил не политический подтекст, а способ передачи основной мысли. Из уст актеров слышалась брань в адрес хорватского народа, а затем и в адрес публики, сидевшей в зале. «Досталось» и омскому мэру, который по словам актеров, запустил город, из-за чего мелеет Иртыш, а с неба сыпется черный снег. В промежутках между театральным действом артисты выкрикивали похабные фразы, обращенные к залу, и указывали пальцем на зрителей. После этого возмущенная публика стала спешно покидать зал. Еще несколько десятков зрителей встали со своих мест, когда часть актеров (мужчин) обнажились на сцене и в таком виде продолжили игру.

Досмотреть спектакль до конца остались немногие. Не каждый понял, что вся постановка была чистой воды провокацией. Режиссер картины Оливер Фрлич, которого заслуженно называют «театральным хулиганом», без обиняков рассуждает о распаде Югославии: стало ли лучше после разделения народов? «Если бы сейчас началась война, на чьей стороны ты бы выступил?» - спрашивает один из актеров. Маты и обнаженные тела в данном случае – красная лампочка. По мнению режиссера, людей сегодня может заставить обратить на что-то внимание только откровенный эпатаж.

Кстати, спектакль «Будь проклят тот, кто Родину предаст», так не понравившийся омским зрителям, на Западе в свое время произвел настоящий фурор.  Постановка участвовала во Вроцлавском фестивале «Диалог» и в «Perforations» (Нью-Йорк), организованный одним из самых популярный театров города «La MaMa», а в этом году спектакль вернулся из Брюсселя с Международного фестиваля «Kunstfestivaldesarts».

Екатерина Шишикина