В киноцентре «Вавилон» продолжается прокат новой картины самой экстравагантной блондинки российского кино — Ренаты Литвиновой.

Лента «Северный ветер» была весьма ожидаемой и зрителями, и критиками, и по итогам просмотра можно сказать, что ожидания оправдала. Фильм посвящён памяти Киры Муратовой, с которой у Литвиновой был очень интересный творческий союз.

Литвинова вообще как режиссёр снимает редко: если не брать в расчёт фильм-концерт «Зелёный театр в Земфире», игровые картины у неё выходят лишь раз в 8-9 лет. «Северный ветер» — это, как и «Богиня: как я полюбила» и «Последняя сказка Риты», снова фэнтези и снова мелодрама. Почти неощутимо атмосфера и стилистика здесь похожи именно на второй из этих предыдущих фильмов, но… история совсем другая. Режиссёр в очередной раз сама же и играет, как актриса, главную роль — героини в некой абстрактной северной стране с матриархатом, дворянскими кланами, немного в интерьерах стимпанка либо просто предреволюционной царской России. Чувствуется прямо-таки ностальгия по империи в состоянии до Первой мировой войны. И, скорее, даже не из-за симпатии Литвиновой к условным Столыпину, династии Романовых или процветающей экономике на момент 1913 года, а из-за восприятия с точки зрения искусства. Серебряный век русской поэзии, декаданс, Ахматова, Блок, Гумилёв и другие — веет в атмосфере картины именно всем этим. И тут-то и понимаешь, что сама Литвинова немножко — хотя бы ментально — человек именно из той эпохи.

Итак, по описанию сюжета члены клана героини Литвиновой Маргариты (глава клана — её мать, Алиса) обладают магической способностью располагать 25-м часом в сутках и при опасности могут просто там скрыться, а рассказ свой сама же Маргарита голосом за кадром начинает… с середины. Забавная, но успешная попытка соригинальничать. Сын Маргариты Бенедикт (Антон Шагин) собирается жениться на Фаине (Софья Эрнст), которая работает стюардессой. Можно, наверное, считать это очень интересной отсылкой даже к фильму «Небо. Самолёт. Девушка», ремейку советского «Ещё раз про любовь», который во многом в начале 2000-х помог Литвиновой стать известной. Там как раз она сама сыграла стюардессу. По сути, в начале повествования Фаина гибнет в крушении самолёта, в итоге с горя Бенедикт женится на её сестре Фанни (Ульяна Добровская). Которую не слишком-то и любит, и которая хоть и бледный, но эрзац погибшей любимой… И это и становится причиной дальнейших бед клана вообще и конкретно его любящей матери: гниющие деньги (в нынешнюю эпоху кризиса образ прямо-таки очень мощный), скандалы, ссоры, измены… И всё это на фоне сцен с интервалами в несколько лет каждый, где показано, как клан отмечает Новый год. Креативно. С любовью вроде бы всех ко всем. Трогательно. Если пофантазировать, то фильм претендовал бы в будущем на стабильный показ по ТВ именно в новогодние каникулы почти наравне с «Чародеями» или «Карнавальной ночью», только вот это совсем не комедия — этакий грустный и пронзительный Новый год, где намного больше трагизма с долей абсурдных нелепостей. Впрочем, такой цели — насмешить — у режиссёра не было. Если наблюдать даже за относительно комичными сценами, то игра-то там у всех с абсолютно серьёзной миной.

А цели другие — отлично видно, что Литвинова снова творчески препарировала больше всего интересные ей темы любви и смерти, которые для неё очень связаны. Любви, которая сильнее смерти. И получилось это и сентиментально, и с шармом, и с надрывом. Чуть-чуть эротики. Немало ревности. Муки совести. И не забываем про матриархат — можно лишь гадать, просто ли это показной феминизм Литвиновой, либо возведённый во главу угла творческий приём, но…. Естественно, и в предыдущих картинах именно женщины были главными героинями, главнее мужчин, но выросло это всё до матриархата именно вот здесь. И не только с образами сильных и уверенных в себе женщин, но и нарочито слабых и карикатурных мужчин. В том, как удачно подобранные актёры сыграли то тюфяков и увальней (будь это даже военный, кузен Борис (Максим Суханов), то истериков, и видна не по-женски твёрдая рука режиссёра. Кстати, кузена Бориса можно прекраснейшим образом сравнить с полковником Чеснеем из комедии «Здравствуйте я ваша тётя!» — аллюзия и пародийное подмигивание явно читаются. Только вместо донны Розы — оперная дива-красавица (Хибла Герзмава). Много комизма — именно с их стороны. То есть поставленная задача — и удавшаяся реализация! С вдруг понемногу пустеющим «дворянским гнездом», пессимистичным, казалось бы, финалом, но одновременно и с долей оптимизма (хотя опять же вспоминая «Последнюю сказку Риты» — там оптимизма явно было больше).

Среди большого количества сильных женских образов (прежде всего сыгранных актрисами более старшими — Галиной Тюниной или Татьяной Пилецкой) есть здесь и ещё одна яркая блондинка — Светлана Ходченкова. Литвинова особо не рисковала, что внимание зрителей может больше отвлечь на себя именно она — экранного времени у героини Матильды не так много. Но отметить нужно. В чём-то эта работа Светланы напоминает и многие её другие — холодной и знающей себе цену дивы, а с другой стороны, получился персонаж всё же новый и оригинальный.

Ну и в заключение можно отметить интереснейшие декорации. Опять же, это узнаваемый стиль Литвиновой с таинственностью, эскапизмом, изяществом… Образ дома, где стены зарастают ветками, усадьбы, приходящей в упадок, Спасская башня Кремля, вдруг оказавшаяся в тайге — все они сразу дают ощущения эпохи то ли фантазийной, то ли прошлой, то ли нынешней.

Оценка: 9 из 10.

ФОТО: kinopoisk.ru

Кирилл Янчицкий