Сегодняшний гость авторской рубрики Дины Грин «Портрет с рукопожатием» омский художник Сергей Лисица.
В продолжении рублики «Портрет с рукопожатием» Дина Грин встретилась с очередным творческим омичом и коллегой — сегодня в гостях у Дины — художник Сергей Лисица.
— Приветствую тебя, Сергей! Очень давно мы с тобой не встречались, и всегда на бегу мимоходом.
— Привет, Дина! Да, так и есть. Тоже рад встрече.
— Я хочу детально пообщаться с тобой как с художником и вообще сразу и обо всём хочется расспросить! Ты солнечный и видишься мне глубокой личностью. Как и когда ты пришел к деятельности художника?
— Увлекаться изобразительным искусством начал с раннего возраста. Родился в творческой семье: мать и отец закончили «худграф». С детства видел, как можно простыми человеческими руками создавать что-то красивое, необычное — происходила «магия» художественного ремесла.
— То есть в этой среде ты с пелёнок?
— Конечно! Сколько себя помню. Отец делал скульптурки из дерева, металла, мама вместе с подругами занимались художественной росписью и выполнением небольших картинок масляными красками. Всё это на меня производило большое впечатление, и я осваивал увиденное — так получал свой первый художественный опыт.
— А дальше?
— В школе мне трудно давались точные науки, но зато в рисовании среди сверстников не было равных. Своими способностями пользовался, как мог — на итоговой контрольной по физике рисовал портрет Ломоносова, а что еще с меня было взять (учителя этот портрет до сих пор вспоминают, хотя прошло более 20-ти лет).
— Моя история. С уроков физики и алгебры меня снимали, ведь я оформляла к праздникам всю школу. Огромная работа. И хорошо, что в наши времена ЕГЭ не было. С закрытыми глазами итоговые четверки по точным предметам поставили.
— Куда пойти учиться после школы большого вопроса не вызывало: в начале закончил художественное отделение педагогического колледжа, потом худграф педагогического университета.
- Да, да. Я в четыре года заявила, что на художника учиться буду. Без вариантов.
— И при этом скажу, что само по себе художественное образование не делает из человека художника. Художник — это особое состояние души, стремящейся к творчеству. Большинство моих знакомых по университету не стали заниматься художественным ремеслом и, тем более, творчеством, как практикующие художники (надо сказать, что это очень тяжелый хлеб и заработать на жизнь весьма сложно).
— Согласна.
— Лично для меня, «магия» холстов и красок остается все так же актуальной. В 2015 году мы с супругой (художницей Горбуновой Ольгой) вступили в кандидатское объединение Союза Художников России, а в 2017 стали полноправными членами этого объединения. Так началась моя профессионально признанная художественная деятельность.
— Это даёт тебе дополнительно что-то по ощущениям, самовосприятию? Профессия отражается на твоей обычной жизни?
— Я бы ответил так — это и есть моя жизнь. Картины являются отражением мира в переработке моего сознания, опыта, интересов, увлечений определенными темами, актуальными для меня на тот или иной момент. А также, моя жизнь — это семья, дети, мои ученики и мой художественный опыт, который вносит отпечаток, пожалуй, на всё, чем я занимаюсь.
— Насколько ты целеустремлен?
— Что касается написания картин, я всегда довожу дело до конца (правда, иногда не доволен результатом, но это нормально, значит, есть куда расти и в чем совершенствоваться).
— Я каждый раз разочарована результатом, ведь фантазия настолько богатую картинку рождает, и я понимаю, что только треть задумки реализую. Это моя боль, пытаюсь как-то осадить свои эмоции, но не всегда выходит.
— Кстати, а если тема стала в какой-то момент не интересна мне, изжила себя, то нет смысла ее продолжать, я совершенно спокойно ее закрываю.
— Супер! Это требует силы воли. Признать и закрыть. Или почти готовую картину записать новым сюжетом.
— Тоже так делаешь?
— Конечно. Расскажи про свои недостатки, с чем борешься, над чем работаешь? С какой попытки бросишь неудачу?
— Недостатки, как и достоинства определяют личность любого человека, без них невозможно, я не исключение. Преодолевая свои недостатки, мы совершенствуемся и растем, как существа духовные, главное, правильно выстроить вектор и расставить приоритеты.
Мой главный недостаток, при всем моем трудолюбии, — это лень. Справиться с нею весьма непросто. Порой, очень трудно себя заставить подойти к мольберту и начать рисовать. Мозг сам выдает целый ряд возражений против начала работы, например: надо пойти попить чай, а потом — неплохо бы и поесть, а вот теперь — ребенка везти в школу, ну и т. д.
— Раньше таким же страдала, и сосредотачивалась настраивалась на творческую работу днями, мне нужно было 8 часов свободного времени и чтобы рядом никого. Сознательно проработала эту тему в определенном пространстве, где всё было чётко по времени. И теперь выходит так: «О! У меня сейчас свободные сорок минут или даже целый час! Срочно достаём масло. Пишем.»
— Да, и когда ты по-настоящему настроился на работу, то практически ничего уже не отвлекает и начинается погружение в процесс с головой. Такое состояние я очень люблю и стараюсь его не терять. Бытовые обязанности никуда не деваются, ты их выполняешь, но они уже не прерывают творческий полет, и ты снова легко входишь в необходимое состояние и продолжаешь процесс.
— Я заметила, что ты очень тщательно прописываешь все детали.
— Да, это так. Почти все мои картины трудоёмки и вдохновения я не жду, оно приходит как аппетит во время еды. Хорошо выношенную и продуманную идею я всегда воплощаю в жизнь. Перед неудачами не останавливаюсь и довожу работу до конца, даже если она затягивается на долгие месяцы.
— Почему ты творишь в Омске?
— Я люблю свой город.
Он имеет историю, которую нужно знать и помнить, в ней есть чем гордиться! Я родился здесь, вырос, живу и работаю и никуда уезжать не собираюсь. Для меня — это моя маленькая Родина и если здесь что-то не так, не все идеально, то считаю — нужно приложить усилия, чтобы это исправить, а не ехать туда, где всё уже готово. От нас — горожан, какой бы деятельностью мы не занимались, зависит благополучие родного города. А уж представители творческих профессий могут и обязаны способствовать духовному развитию, воспитанию и формированию художественного вкуса.
— Какую часть идей и проектов ты реализуешь от общего замысла? И вообще сколько идей в твоей голове?
— Количество идей для творческой реализации напрямую зависит от кругозора, от восприятия новой информации каким-либо образом (книги, путешествия, история, поэзия, наука и т. д.). Всё это «варится» в голове, что-то находит отклик и об этом хочется высказаться на бумаге в виде эскизов и набросков, а потом и на холсте, конечно, при условии неподдельного интереса и вдохновения. Замыслив какой-то проект, я не спешу браться за холст. Порой идеи проходят проверку временем, и тогда реализуется самое значимое и интересное для меня, а другое — отсеивается или ждет своего часа.
— Тоже так делаю. Если идея неделями не уходит, то реализую её. Большая часть идей к утру забывается и хорошо.
— У меня тоже замыслов много, если работаю, а во время вынужденных перерывов — муза меня покидает и призвать ее снова бывает нелегко.
— Если уже есть твоя картина, ты её можешь зарисовывать новой?
— Подобное порой встречается в жизни каждого художника. Появилась идея и она требует немедленного воплощения, а чистого холста нет. Зато есть старая работа, которую не жалко закрасить. Так возникает «пища» для музейщиков, исследователей и искусствоведов, делающих вокруг этого открытия, порой, невероятную шумиху.
Я редко закрашиваю готовую работу, так как красочная фактура предыдущей картины помешает мне в исполнении нового замысла (лучше не торопиться, а натянуть новый холст).
— Какие сферы тебе еще интересны, чем занимаешься в не творческой жизни?
— Интересного очень много, тайн и загадок еще больше. Чтобы познать мир — приходится познавать, прежде всего, самого себя. Сколько удивительного и бесконечного скрыто в каждом из нас — целая вселенная. Как работает наш мозг? На что мы способны? Как развивать, раскрывать наш огромный потенциал? И много другое…
В нетворческой жизни всё банально — семейные хлопоты, заботы и простые человеческие радости.
Отдельный интерес и огромное удовольствие занимает преподавательская деятельность. Очень люблю своих учеников и ценю возможность искреннего и взаимно-плодотворного общения с ними. Придерживаюсь мнения, что обучая кого-либо, учишься сам!
— Это так! Столько открытий. Я каждого ученика благодарю, когда на что-то меня наведёт или научит. Они и стараются. Симбиоз и ускоренное развитие у всех участников процесса.
— Конечно, учиться и развиваться необходимо всю жизнь, это залог качественного роста личности человека!
— Какой самый значимый проект из реализованных для тебя?
— Самый значимый реализованный проект — это моя семья: жена и двое ребятишек. Подобная реализация, думаю, для любого человека очень важна!
— И это ежедневный труд. Создавать любовь и развивать семью.
— В творчестве, реализую очень интересный для себя замысел: портреты — смысловые композиции знаковых, в моей жизни, и значимых людей. Серию работ начал с картины «Эра Чародея» — портрет-картина о жизни и творчестве известного омского художника Николая Горбунова.
— Он мой педагог и большой учитель. Такой ценный вклад он вложил в развитие и моей личности. И эта твоя работа мне очень нравится. Портрет вышел глубокий, с его душой и прозорливым взглядом.
— Спасибо, мне важен твой отклик. Далее я продолжил серию диптихом «Поэты» — портреты Маяковского и Есенина, а также картиной «Вертинский». Это не просто портреты, а смысловые, наполненные композиции, повествующие о масштабной личности и моем отношении к ней.
Важной для себя считаю и серию работ, посвященную восточноазиатской культуре — многогранной, удивительной и самобытной.
— Что дает тебе членство в Союзе художников и по самоощущениям?
— Вступление в Союз Художников — это своего рода признание твоего уровня и достижений среди профессионалов. Со вступлением в Союз возникают определенные права и обязанности согласно уставу. На мой взгляд, не имеет никакого значения будешь ты членом этой организации или нет, главное не терять своего творческого полета и не останавливаться на достигнутом, чувствовать себя художником.
Вступить в Союз художников, значит выдержать экзамен на ремесленно-творческую зрелость и тем самым потешить свое самолюбие. Вступление дает право участия в крупных выставках и конкурсах (порой проходит очень жесткий отбор работ с обязательным условием членства в Союзе). С удостоверением СХ можно бесплатно посещать большинство художественных музеев в России и за рубежом, при условии своевременной оплаты членских взносов. При необходимости, можно рассчитывать на получение творческой мастерской, что очень немаловажно.
— Принципы твоего личного успеха?
— Прежде всего, верить в себя! Выстраивать вектор с четким пониманием цели и задач. Нужно помнить, что мысль материальна! И если чего-то очень хотеть и стремиться этого добиться, то вся вселенная начинает помогать реализации замысла. В итоге, мы получаем то, к чему стремимся, только для этого нужно действовать, так как под лежачий камень вода не течет.
— К чему ты идешь и о чём мечтаешь?
— Я считаю, что в этой телесной жизни важно максимально реализовать свой творческий потенциал, очень важно развиваться духовно, важно работать над собой, становиться лучше и помогать другим добиваться того же.
- Причём, эти процессы взаимной огранки происходят так масштабно и чаще бессознательно.
— Действительно. И мы не являемся нашей телесной оболочкой, от того и важность истинных ценностей не может быть материальна.
— В философию мы с тобой ушли. Скажи ещё, Сергей, что важного из личных открытий у тебя произошло? Из последнего.
— Открылась новая Вселенная — у меня родился сын. И эту новую Вселенную предстоит познать и изучить, с нею необходимо познакомиться и подружиться.
— Поздравляю тебя! Это всегда большой взрыв во всех внутренних вселенных. Что делает тебя счастливым?
— То, что у меня уже есть. Создатель дал мне все необходимое, чтобы быть счастливым, главное, это ценить, приумножать и не растерять в будничной суете.
— Благодарю тебя за беседу. Наполнилась. Желаю тебе новых ступеней и высот. Всегда рада видеть твои новые картины. Пусть все они продолжат твой путь развития. Интересно, что из нового напишешь в этот год. Будем ждать! И до встреч!
— Крепкое у тебя рукопожатие. Благодарю, было приятно пообщаться! До встреч, Дина!