В «Вечерке» Тиль – практически Чингачгук, а общественники – злыдни, в «Бизнес-курсе» и «АиФ» общественность – молодец, но Тиль победил. «Омская правда» еще надеется, что мнение народа услышат, «ОРЕОЛ» уже не верит в это. «КВ» предрекает протесты, «Омская трибуна» опрашивает VIP, а «Красный путь» общается с народом.

«Чертово колесо» раскололо Омск надвое: Тиль – и все остальные. Надо отдать должное главному архитектору: так «достать» и расшевелить обычно пофигистски настроенных горожан мало кому удается.

«Бизнес-курс» вынес портреты обоих возмутителей спокойствия (Тиля и колеса) на обложку с ремаркой «Все, что придумывает Тиль, – беда для нашего города». Это – одно из многих мнений экспертов: деятелей культуры, бизнесменов, общественников, финансистов, архитекторов, блогеров. Одобрительными можно «с натяжкой» считать три из шестнадцати высказываний: их авторы вроде бы согласны с необходимостью оригинальных проектов и притока инвестиций. Публичные слушания выплеснули на чиновников гораздо более мощную и менее сдержанную волну недовольства. Впрочем, отряхнувшись от божьей росы, мэрия уже на следующий день отрапортовала, что пакет поправок успешно прошел слушания. И как будто не просто прошел, а победил и вышел в следующий круг. «В роли побежденного, похоже, оказалось общественное мнение».

«Коммерческие вести» представляют читателям подробный репортаж с публичных  слушаний, которые превратились в бой за Воскресенский сквер, где намереваются воздвигнуть ресторан с колесом обозрения, и Парк Победы, в котором хотят построить ЗАГС. Эти намерения оказались упрятаны в поправки к Градостроительному Кодексу, вводящие новую категорию земель – зону Р-8, в которой разрешено размещать зимние сады и аттракционы. По мнению противников поправок, новые зоны подготовят почву для парковых строек. Оппоненты авторов проекта «Колесо времени» принесли на слушания петицию с 850 подписями против застройки зеленых зон, а в своих резких выступлениях высказали много справедливого, хотя и неприятного для власти. Анатолий Тиль в ответ на критику предложил провести другой опрос об отношении омичей к спорным инициативам.

«Ну да, конечно, – скептически щурится «Ваш ОРЕОЛ». – Власти же все решили». Как сообщили изданию в департаменте архитектуры, «чиновники пока не придумали, в какой форме будет проведено исследование. Более того, неизвестно, когда же опросят омичей – до того, как Горсовет примет решение, или после. И главное, как будет учитываться это мнение». А я вам скажу, как. Никак! Общественные слушания – это обязательный ритуал, порой неприятный для заинтересованных сторон, но необходимый. Зато после него можно делать что угодно. Потому что выступления и решения слушаний не обязательно даже принимать к сведению.

Это подтверждают и «Аргументы и факты», корреспондент которых был озадачен отсутствием на слушаниях депутатов Горсовета. Только один из тех, кому предстоит принимать решение, выслушал мнения горожан и экспертов. Архитектор Владимир Проскурин, например, высказал разработчикам проекта удивление выбором места для колеса – в самой низкой части города, хотя есть масса других более подходящих мест. Кстати, как посетовал директор омских парков Валерий Ватагин, колеса обозрения не хватает «Зеленому острову». И хотя подавляющее большинство участников слушаний выступило против строительства в Воскресенском сквере, комиссия решила вынести проект на рассмотрение Горсовета.

Как пишет «Четверг», по словам Анатолия Тиля, «чертово колесо» вовсе не аттракцион, а начало туристического маршрута. И это место выбрано потому, что оттуда видна вся старая крепость, положившая начало застройке Омска. «А как объяснить человеку, что Омск имеет радиально-кольцевую структуру, если он этого не сможет увидеть». У меня есть большое подозрение, что стараниями чиновников от архитектуры и ретивых застройщиков эту историческую структуру уже не видно ни с крыши, ни с колеса, ни с самолета.

«Омская правда» почти согласна с главным архитектором: колесо, действительно, не аттракцион. Это своего рода украшение ресторана быстрого питания – наряду с зимним садом. Очень большого ресторана,  соразмерного не только с колесом высотой 50 метров, но и с самим сквером. Говоря об этом заведении, архитектор Сакен Хусаинов напомнил г-ну Тилю, как тот яростно боролся против строительства небольшого кафе в сквере им. 30-летия ВЛКСМ. Вопрос, с какой стати чиновник так продавливает воздвижение мегало-ротора, повис в воздухе. Автор не уверен в том, что мнение общественности будет учтено, но еще надеется на Горсовет – последнюю инстанцию, способную отстоять исторический центр Омска.

Все газеты и журналы написали о том, что 19 мая защитники парков и скверов выйдут на митинг. Не исключено, что среди них будут и очень известные и уважаемые люди. «Омская трибуна» узнала об отношении к «колесу» писательницы Татьяны Четвериковой, олимпийского чемпиона Алексея Тищенко, банкира Леонида Кунгурцева, академика архитектуры Альберта Каримова, реставратора Игоря Коновалова. Все они считают этот замысел ошибкой.

Неужели обозреватель «Вечернего Омска» Виталий Коренных имеет в виду именно их, говоря о неких злопыхателях, которым «крайне важно предъявить горожанам и федеральному центру негативные картинки всего, что делается сейчас в Омске»? Почитаешь газету мэрии и начнешь сомневаться в себе самом, а не то что в общественниках, которые, не иначе, выполняют какой-то заказ. Тем более что где-то рядом проходил Бутаков, и поэтому «политическая составляющая протестного проекта вполне укладывается в канву событий последнего времени». (Не пытайтесь понять). Акыны, рапсоды и аэды департамента архитектуры считают, что без этого чертова колеса, точнее, «без инвестиций мы в ближайшее время просто потеряем исторический центр, на восстановление которого денег нет ни в муниципальной, ни в региональной казне. В этом вопросе никакие публичные слушания не помогут». Кому как, а у меня при чтении этих опусов прямо картина перед глазами нарисовалась: пила у дерева, нож у горла, руки-ноги связаны, «или отдавай сквер – или мы пройдем через центр огнем и мечом».

«Работать надо профессионально!» – говорит «Красный путь». Правда, это не о скверах и парках, а о том, что депутаты Законодательного Собрания хотят работать на профессиональной основе и получать зарплату. Этой мыслью в своем газетном отчете поделился депутат Анатолий Казак. По его наблюдениям, в последнее время люди стали активнее поддерживать КПРФ и даже вступают в партию. Принимая избирателей, он иногда спрашивает, за кого голосовали, и многие признаются, что за ЕР. «А когда я спрашиваю, почему к ним не идут на прием, отвечают: туда невозможно попасть».

Зря вы так, товарищи ЕРия и мэрия. Надо быть ближе к людям, и они к тебе потянутся. И с колесом помогут, и бензином поделятся, и на тросе до нужного места дотащат. Не отрывайтесь от корней, не оставляйте после себя пней – и всем будет хорошо.

Татьяна Ильина