Омская художница продолжает на БК55 серию интервью с представителями творческих профессий. Сегодняшний герой ее авторской рубрики «Портрет с рукопожатием» — фотограф Андрей Кудрявцев.
— Добрый день, Андрей! Вы с книгами и уже с почты?
— Да, отправлял заказчику один экземпляр! Эмигрировавшие омичи заказали. Книга как раз только выпустилась в тираж.
— Первая ваша фотокнига, помню, к 300-летию была, а выход второй к чему-то приурочен?
— Эту фотокнигу я посвятил Российско-Казахстанскому саммиту. Значимое событие.
— О, она тяжёлая! Увесистая, так много фото. Сколько времени собирается фотоматериал для вёрстки?
— Примерно за 3-4 года фотографии объединяю. Мне важно показать Преображение города. Как изменилась улица Ленина, Валиханова! Жду, когда завершат реконструкцию на Бударина, у музыкального театра. Советский парк и набережные, вроде, тоже планируют облагораживать.
— Я часто вижу вас на улицах. Каждый день выходите на фотопрогулки и ловите то самое состояние? Любуюсь вашими фотокадрами, каждый — как полноценная открытка. Мне нравится ваш Омск! Всегда сочный свет и цвет и, в целом, все позитивные фото!
— Я не выхожу специально снимать. Только мимоходом. Кстати, возможно, поэтому у меня нет авто. Покупал. Через несколько месяцев избавился от машины. Всё-таки я заядлый пешеход в душе.
— Как и я тоже. На велосипед ещё села, отдельное наслаждение закатами, городским пейзажем.
— Да, велосипед тоже уважаю! Несколько лет не слазил с него. А кадры ловлю, когда на коммерческие заказы иду и после них. Также по пути в свою студию. А на днях ещё себе резиновую лодку купил! Случайно как-то вышло это.
— Лодка? Я даже догадываюсь зачем. Скоро увидим невероятные кадры с воды?
— Точно! Ты догадалась! Смотри, вот остров среди Иртыша (показывает геолокацию в смартфоне). С этого места вообще ещё никто не снимал! Мне надо туда добраться на лодке, две протоки надо проплыть. Там город невероятно станет в кадре отражаться… я обязан это снять!
— Вот так даже! Бывает такое состояние тоже?
— Конечно. Порой только проснёшься, а там снег свежий выпал или небо абрикосового тона. Значит, надо бежать срочно снимать. Собираюсь, выхожу и вот он — кадр!
— Заранее его ощущаете, видите?
— Конечно. До нажатия на кнопку. Случайных кадров не делаю. Я же по образованию фотокорреспондент, журналист. Нас так учили. Каждый кадр для чего-то, для кого-то. Я наперёд обязан видеть, кому его могу продать.
— Вообще как финансовый аспект влияет на ваше творчество?
— Я люблю деньги.
— А за что, Андрей, ты их любишь?
— Без них никуда… Студия ещё в ипотеке, хотя совсем скоро закрою, наконец-то! Путешествовать тогда стану! Очень жду (год и десять месяцев осталось). Деньги я люблю еще и за возможность покупки хорошей фотоаппаратуры и, конечно же, за возможность устроить выходной с чашкой горячего кофе.
— Понимаю, сама в таком же тонусе нахожусь…
— А ещё кричат: всем по ипотеке! Развиваем сферу строительства. То, что при этом загибаются прочие сферы (туризм, лёгкая, пищевая промышленность)? Ведь человек в ипотеке так мало себе позволяет.
— Так и есть. Думаю, что вы тоже за всякие заказы берётесь?
— Конечно! И свадьбы снимаю. У меня полгорода знакомых на много лет заказчиков. Все друг другу передают, рекомендуют, это приятно. Есть даже семьи, которым я снимал свадьбы уже трем поколениям! Я уже 41 год в профессии.
— А какие ваши основные семейные ценности?
— Во-первых, я научил сына любить фотографию, он тоже фотограф. А во-вторых, я рад, что он вырос гармоничной спокойной личностью. Знаешь, от чего?
— Любопытно узнать! Расскажите о своей жене и его матери?
— Мы с ней как в Питере познакомились, и я за ней поехал в Омск, в Сибирь. Друзья меня «декабристкой» в шутку называли. Вот с тех пор, уже 34 года мы ни разу не ругались. Мирно живем и радуем друг друга каждый день.
— В чем же секрет? Меня раздирает желание узнать. Я огненная личность. Не выходит без конфликтов, хотя последние годы внутреннюю гармонию обретаю. К себе прислушиваюсь всё больше.
— Это правильно! И главное, что как мужчина я понял, сразу осознал, это то, что помимо моих желаний теперь есть и желания жены. И я их обязан исполнять. Мелкие, ежедневные, простые её желания. Это поначалу так сложно делать, но если в привычку войдёт, то очень просто!
— Супер! В этом действительно большая мудрость. Умные мужчины поймут и на вооружение возьмут. А вы человек привычек?
— Несомненно! Я с юности научился прививать их себе и постоянно иду к совершенству. А ещё для молодежи сообщу, что ни разу за жизнь я не курил и не принимал алкоголь. И не собираюсь этого делать, жаль пробовать. В мире полно более интересных и даже невероятных вещей! Вот мир фотографии, например, бесконечен…
— Это так! А как относитесь к фотошопу в фотографии?
— Я скажу, что до цифровой фотографии как искусство вообще не воспринимали фото. А что такое фотошоп? Это огромный ящик шикарных инструментов! Он делает фотографию искусством. Из одного снимка можно десять абсолютно разных фотографий сделать.
— Итог у вас всегда праздничный. Я так рада видеть красивый Омск! Примерно таким же его вижу. Откликается на все, что каждый кадр.
— Через социальное фото и драму я прошёл давно. С годами начинаешь ценить радость и красоту.
— А люди в кадре? Они не случайны? Я их вижу, всегда какие-то персонажи у вас в кадре присутствуют.
— Нет, конечно! Сижу и выжидаю тот самый момент. Бывает по полчаса жду, чтобы тот самый велосипедист ворвался в кадр или женщина с ребёнком. И это уже душа, картинка сразу оживает, и начинается какая-то история.
Дина Грин на фото Андрея Кудрявцева
— Как вы себя самоощущаете? Ваши фото уже вошли в историю. Ещё в те времена, когда вы в Питере были вхожи в значимую рок-тусовку. Легендарные фото Цоя, Летова, Гребенщикова. Что испытываете, когда ваши фото разлетаются по журналам и обложкам музыкальных альбомов?
— Приятно, конечно! Хотя фотохудожником я себя долго назвать не мог. Стеснялся. Есть же те, кто даже фотоаппарат в руках не держат, но они фотохудожники. К примеру, одна женщина сканирует объекты и даже своё лицо. Ее выставки производят фурор! И это фотоискусство. Или один мой московский знакомый взял банку от кока-колы и сделал в ней мелкое отверстие. Вот так и ходил по улицам с фотопленкой внутри банки! Зритель сказал «ВАУ!». Всё размыто, непонятно, но красиво! Я же больше фотографом себя считаю. Профессиональным.
— Что отличает профессионала от любителя?
— Несколько лет я преподавал на фотоотделении в одном из вузов. И вот такую теорию четырёх ступеней осознал: первый уровень слепого котёнка. Второй: фотограф начинает изучать и применять законы композиции, правило третей и прочее. Ещё любитель, но уже думающий. Третий уровень: всё уже на подкорке, делает классное фото и осознаёт это! Это уже фотограф профи. И супер-профессионал, когда на уровне рефлексов снимаешь. Рефлекс сильно опережает сознание, ты нажимаешь кнопку задолго до того, как понял, что снимаешь.
— Любопытно, да, об этом много можно говорить.
— И знаешь, как в первые разы я растерялся и удивился? Ох! Красота какая! Вот это да! Это же ОН (шепчет, показывая наверх) снял! Не я, это не мой кадр (смеётся).
— Вы приятный и бесконечный собеседник! Знаете, я с вами, думаю, что ещё ни раз встречусь. Я обожаю общаться с творцами, теми самыми, с горящими глазами!
Беседовала Дина Грин
Фото Дины Грин и Андрея Кудрявцева