О том, как правильно действовать при столкновении со злоумышленниками, рассказали руководители ГУ МВД России по Омской области и кредитных организаций, IT-специалист и психолог.
В пресс-центре МКР-Медиа прошла встреча, посвященная теме дистанционных мошенничеств, которая волнует многих жителей России.
Пожалуй, у каждого второго человека есть история, когда ему поступал звонок с неизвестного номера, в трубке представлялись сотрудником банка, желая «помочь» владельцу карты уберечь его деньги от якобы несанкционированных переводов. Цель таких звонков всегда одна — получить конфиденциальную информацию. К сожалению, пока этот способ хищения денег пользуется успехом. Многие доверчивые граждане, выполнив все просьбы мошенников, в итоге обнаруживали, что их средства списаны со счетов, как раннее писал БК55.
Заместитель начальника управления ГУ МВД России по Омской области Владимир Белов отмечает, что рост таких преступлений связан с вовлечением граждан в интернет-пространство. Он объясняет это, в частности, активным использованием банковских карт.
— Понятие дистанционного преступления появилось в России с 2015 года. По его итогам было зарегистрировано 304 случая. На конец 2019 года количество таких преступлений увеличилось в 100 раз — 3385. Итог семи месяцев 2020 года — 3180 случаев мошенничества, — отметил Белов.
По словам специалиста, основными видами таких преступлений являются звонки от лица сотрудников банка с желанием оказать «помощь по остановке несанкционированного снятия денежных средств» (42% от всех преступлений), обман покупателей и продавцов на сайтах «Юла» и «Авито» (41%), а также снятие денег с потерянной владельцем карты через терминалы бесконтактной оплаты (12%).
— 24 августа 2020 года одной из жительниц Кормиловского района позвонил неизвестный и представился сотрудником безопасности банка. Затем он спросил, карты каких банков у нее есть. После предоставления всех персональных данных мошеннику она обнаружила пропажу 600 тысяч рублей.
Заместитель начальника безопасности Отделения «Омск» Банка России Виталий Романов огласил статистику, указывающую на непрерывный рост таких «заработков»:
— Основные цифры, иллюстрирующие ущерб:
- В 2018 году было произведено 417 тысяч операций на общую сумму 1,4 миллиарда рублей.
- В 2019 — 600 тысяч случаев и 6,5 миллиарда.
- Средняя сумма ущерба для физического лица составляет 10 тысяч рублей,
- Для юридического — 152 тысячи.
Романов отметил и рост мошенничества в социальных сетях, который скрывается под видом предоставления финансовых услуг и способов быстрого заработка.
Говоря о роли программного обеспечения в преступлениях, IT-специалист Павел Ложников пояснил, что такие программы, как правило, используются на подготовительных этапах. Они запрашивают доступ ко всем данным пользователя и отправляют их злоумышленникам.
Фото: golossovesty.ru
Как защититься от интернет-мошенников?
В ходе обсуждения темы гости пришли к одному выводу — главным противоядием от злоумышленников являются разум и внимание.
Психолог-консультант Сергей Гудков рассказал о двух определяющих мотивах в принятии человеком решений — страхе и жадности:
— Ощущая страх за свои деньги, человек доверчиво отвечает на каждый вопрос мошенника, надеясь на его помощь. Так работает психологическая цепочка согласия, которая приводит к предоставлении всей персональной информации.
С жадностью, по словам Гудкова, происходит то же самое. Желая получить товар по скидке, человек идет на поводу у эмоций и совершает необдуманные поступки.
— Если вы чувствуете, что эмоции начинают бушевать, помните — сейчас не лучшее время что-либо делать.
Отвечая на вопрос, какие люди чаще всего становятся жертвами интернет-мошенников, Владимир Белов отметил, что больше всего риску подвержены женщины и люди пожилого возраста:
-702 преступления (22%) были совершены в отношении пожилых людей, которым за 60 лет. При этом 1874 случая (57%) произошли с женщинами. Меньше всего страдают несовершеннолетние — всего 0,4%.
Вячеслав Кумпан