Омский общественник развил свои мысли об идеях для нового генплана Омска.

— Департамент архитектуры и градостроительства мэрии буквально на следующий рабочий день отреагировал на мою реплику о генплане, который убивает людей (его официальный ответ опубликован на БК55 — «Омский департамент архитектуры отметил, что учёл пожелания общественника в проекте генплана»).

… Вспомнились слова людей, ожидавших решения своей участи в коридорах мэрии еще во времена В. П. Рощупкина: «…И на вашу бумагу наклеят стикер «для решения», «для рассмотрения» или «для ответа».

Итак, по сути.

В реплике было сказано: «Об устойчивом развитии городов часто говорит, например, профессор Сергей Костарев… В том числе — что нужно развивать пригороды…»

Почему их нужно развивать?

Потому что дальнейшее уплотнение имеющейся застройки (включая центр, в том числе центр КАО и т. д.) ведёт увеличению плотности людей, а значит, и автомобилей, а значит, и концентрации выхлопов, а значит, и частоты заболеваемости и смертности (см. доклады омского Роспотребнадзора).

Простая арифметика!

Решает ли генплан эту проблему, предлагает ли он вместо дальнейшего уплотнения существующей застройки, центра — развитие пригородов?
Пока, к сожалению, нет. И в ответе департамента об этом, к сожалению, не сказано.

Далее. В реплике сказано: «Вот, что обязаны делать власти города — учесть раздел 14 «Охрана окружающей среды» (в т. ч., п. 14.9 и др.). Это СНИП СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Он также является обязательным (постановление правительства РФ от 26 декабря 2014 года № 1521 на основании № 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года)…»

О чем же гласит этот пункт 14.9? В нём, в числе многого, например, чётко сказано, что вредные или опасные объекты должны размещаться с подветренной стороны (для Омска это — восток), а жилье и иные безвредные и безопасные объекты — с наветренной стороны (для Омска это — к западу от ТЦ «Мега», т. е., Левый берег).

Эти нормы СНиП являются обязательными по закону. И получается, что действующий генплан в этом вопросе противоречит закону, так как при нём начали строить жилье с подветренной стороны (на востоке: «Амур-2», улицу Завертяева, «Облепиховый» и так далее), застраивается экологически грязный центр (выхлопы авто, печное отопление и т. д.), а с наветренной, наоборот — развивается самый «грязный» в городе северо-западный промузел (см. карты действующего генплана и карты загрязнения экологического мониторинга), Кировская свалка (и новые планируемые сейчас в тех краях вредные или опасные объекты по отходам), а также — планируемый аэропорт в Федоровке (вредный и опасный объект) и т. д.

При том, что даже во времена СССР часто (хотя и не всегда) делалось наоборот (правильно): жилье стали строить с наветренной стороны — на Левом берегу Иртыша, а вредные и опасные объекты (включая аэропорт «Омск-Северный»), наоборот — с подветренной стороны, на востоке.
Вот так и нужно делать. Тем более, что на Левом берегу есть целых три ветки УЖЕ ГОТОВОГО «наземного метро» (электрички), вдоль которых можно развивать экозастройку, к западу от «Меги». А вредные или опасные объекты — размещать на востоке (включая перенос аэропорта из «Омск-Центрального»).

Вы спросите: а откуда в Омске дует ветер? Роза ветров (в том числе их господствующие направления) указана, наверное, на всех картах генплана. Плюс — у нас есть СНиП (Свод правил) «Строительная климатология», где указаны преобладающие направления ветров. С учетом этого и необходимо реализовывать на практике указанный пункт 14.9.

В проекта нового генплана, естественно (его разрабатывали умные люди) есть много хорошего (трамвай и троллейбус, «зеленые» зоны, общественные пространства и т. д.), но при всём при этом его заказчик — руководство города — пока не дал чёткую и жёсткую установку на развитие города в наветренном («чистом») направлении (и, соответственно — на размещение вредных и опасных объектов — в подветренном направлении). Пока что этого в генплане, к сожалению, нет (и в ответе департамента, соответственно об этом ничего не говорится).

Но, будем надеяться, что это будет включено мэрией в новый генплан.

Вопрос: почему мы думаем, что есть шанс решения вопроса именно нынешней мэрией? Потому что мы лично знали нашего мэра еще во времена, когда она в 2013 году, будучи замминистра экономики области, занималась подготовкой Стратегии региона и всячески поддерживала всё, направленное на человека, на его здоровье, на экологию и т. д. (в том числе предложения общественности, включая наши).

А теперь уже мы знаем из СМИ, что она не только поддерживала на словах, но и (судя по интервью её отца в СМИ) сама стоит на этих позициях, так как выяснилось, что она, можно сказать, подала и личный пример, как нужно развивать застройку Омска (продала квартиру и взяла дом в ипотеку рядом с родителями в Чукреевке, а это — как раз западная окраина Омска (эконаправление), возле ТЦ «Мега», плюс — рядом чуть ли не в шаговой доступности — скоростной экотранспорт: «наземное метро» (электричка). И этим же самым она подала личный пример в том, что малоэтажная застройка — более здоровая, чем многоэтажная (см. публикации об этом профессоров Ю. П. Бочарова, П. Н. Казакова и других). Поэтому теперь, став мэром, она может организовать экологичную застройку всего города!

А если же не принять указанных выше решений — генплан будет убивать людей, заставляя их дышать ядами.

Но реализуемы ли все эти решения? Однозначно — да.

Например (отвечу вместо депарха): «Пригороды успешно развивают уже сейчас: «Амур-2», Завертяева, «Облепиховый», «Московка-2», «Рябиновка», «Ясная Поляна» и т. д.». И — да, это верно в том смысле, что само по себе развитие пригородов — это реально, так как это уже делается!

Но! Сейчас это часто делается в неправильных местах, например, с подветренной от города стороны — на востоке (то есть ветер будет нести туда все вредные вещества из города) и так далее. Поэтому нужно всего лишь пересмотреть направление дальнейшего развития пригородов (то есть, не на восток — а на запад)!

Понятно, что при этом на западе города в шаговой доступности от станций «наземного метро» городской земли может и не хватить для развития.

Но и это тоже — абсолютно решаемо. За последние годы множество локальных территорий были переданы городу (микрорайоны Входной, Береговой и т. д.). И это вполне всё можно решить при содействии губернатора области, поскольку он — гарант Конституции РФ в нашем регионе, в том числе экологии и нашего здоровья.

При этом и Омский район тоже не должен «стоять в стороне», он может активно поддерживать подобное развитие на своей территории (на запад от Омска, подальше от вредностей, в шаговой доступности от «наземного метро»).

«Ясная Поляна» — хороший пример застройки в эконаправлении недалеко от «наземного метро». Точнее — почти хороший пример, и единственная ошибка — это её размещение не в шаговой доступности от «наземного метро» (то есть, нужно их связать подвозящим транспортом).

Кстати, похожее можно сказать и про городскую «Рябиновку»: ее нужно связать со станцией «Пламя» дорогой (и тротуаром), продлив ещё на одну остановку общественный транспорт — до железнодорожной станции (поскольку оттуда до вокзала — 22 минуты езды на «наземном метро», см. расписание).

Это и есть интеграция всех видов транспорта в единую сеть, о чем постоянно говорят профессор Вукан Вучик и наш губернатор. Такую же интеграцию нужно сделать возле ТЦ «Мега» (на пересечении бульвара Архитекторов и железной дороги).

Ну, и ещё, раз уж мы коснулись «Рябиновки», то — её минус ещё и в том, что её разместили слишком близко к чрезвычайно вредному (см. данные экомониторинга областного Минприроды) северо-западному промузлу (в т. ч., на правом берегу Иртыша), который сам по себе — отдельная песня, так как он давно, согласно розе ветров, успешно травит город, и поэтому его надо или закрывать, или перепрофилировать, или переводить на технологии с нулевым выбросом и переносить за пределы Омска в подветренную сторону (на восток) на безопасное расстояние (так как даже при «нулевом выбросе» его пожаро- и взрывоопасность никуда не исчезнет).

Итак, мы видим, что многое — абсолютно решаемо и реализуемо. И если эти решения принять, то развитие города и всей его агломерации — будет соответствовать указанному выше закону (а также, что еще более важно — статьям 41 и 42 Конституции РФ и указу президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204, в том числе: улучшение экологии города, улучшение здоровья, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни).

Всё элементарно просто, как «дважды два»!